Автор(ы): Чечина И.Н., Тинякова Л.В.
Город: Барнаул
Учреждение: ФГБОУ ВО Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Повышение грамотности населения в вопросах оказания первой помощи при различных неотложных состояниях, мотивация молодых людей прийти на помощь пострадавшему и оказать ее качественно, обучение правильным действиям при проведении домедицинских спасательных мероприятий до передачи пострадавшего бригаде «Скорой медицинской помощи» являются важными задачами современного общества.
Цель
Целью нашей работы стало определение оптимальной организационно-методической модели мероприятия, направленного на оценку уровня знаний и навыков оказания первой помощи среди учащихся немедицинских образовательных учреждений, а также на повышение их качества.
Материалы и методы
Был проанализирован трехлетний опыт (2021, 2022, 2023 гг.) проведения олимпиад по оказанию первой помощи пострадавшим на базе симуляционного центра АГМУ. К участию в Олимпиаде приглашались обучающиеся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования г. Барнаула по немедицинским специальностям. Студенты Алтайского государственного медицинского университета принимали участие в Олимпиаде только в качестве организаторов: разыгрывали конкурсные неотложные ситуации с участием симулированных пострадавших и свидетелей происшествия, по окончании конкурсов проводили мастер-классы с демонстрацией правильного выполнения навыков оказания первой помощи при неотложных состояниях, но сами в конкурсах не участвовали. Места в Олимпиаде распределялись в соответствии с рейтингом, набранным участниками команд. Участникам предлагались разные варианты комбинаций конкурсов в разные годы. Обязательным был теоретический конкурс-блиц, конкурс капитанов и приветствие, практические конкурсы отличались по тематике (оказание первой помощи при отсутствии сознания, при переломах конечностей, при кровотечении, при электротравме, при утоплении, термической травме, при ДТП, при взрыве и др.). Предварительно участникам рассылались ссылки на информационные источники и нормативную документацию для подготовки к олимпиаде, среди которых учебные пособия и сайты. Приветствие (домашнее задание) могло быть представлено творческой миниатюрой музыкальным номером, видеоклипом, презентацией и пр. В ходе теоретического Блиц-конкурса участникам предлагалось ответить на 10 вопросов по теме «Оказание первой помощи». Командам отводилось время на обдумывание ответа (от 30 до 60 секунд в зависимости от вопроса), участвовала вся команда. Количество участников в каждом практическом конкурсе было разным и зависело от тематики конкурса, числа пострадавших в сценарии и целей конкурса: например, конкурс «Помощь при термических поражениях» включал в себя необходимость транспортировки пострадавшего на щите через лестничный проем и требовал от участников демонстрации навыков слаженной командной работы, при этом в конкурсе участвовала вся команда и участники должны были не только согласованно работать, эффективно взаимодействовать между собой, но и не мешать друг другу. На конкурсе капитанов необходимо было оценить состояние пострадавшего при ДТП (или при других происшествиях) и правильно осуществить возов скорой помощи. Практические конкурсы и конкурс капитанов оценивались жюри по чек-листам, конкурс блиц – по числу набранных верных ответов, творческое приветствие – по установленным заранее и озвученным командам критериям.
Результаты
Участие в олимпиаде в 2021 году приняли 6 команд, в 2022 году – 5 команд, в 2023 – 10 команд, что свидетельствует о повышении интереса молодежи и администрации образовательных учреждений в 2023 году к проблеме оказания первой помощи (что может быть связано с мировыми событиями). В ходе олимпиад в среднем на теоретическом конкурсе было дано лишь 56% правильных ответов, максимально в данном конкурсе было набрано 7 баллов из 10 (70% правильных ответов). Выполнение практических навыков вызывало еще больше затруднений, что может быть связано с невозможностью максимально реальной подготовки участников к испытаниям, недостаточной предварительной отработкой практических навыков, отсутствием симуляционного оборудования в немедицинских образовательных учреждениях. В среднем по чек-листам было выполнено 51% правильных действий (7,7 баллов из 15), лучший средний результат по всем практическим конкурсам оказался 69%, победитель по итогам всех конкурсов набрал 66 баллов из 90 (73,3%).
Проведение мастер-классов студентами-медиками с подробными комментариями по ходу выполнения практических навыков способствовало приобретению дополнительных знаний, коррекции ошибочных суждений участников олимпиады о тех или иных действиях при оказании первой помощи, а также давало возможность студентам-медикам продемонстрировать свой профессионализм и напомнить о ценности базовых медицинских знаний для каждого человека.
Выводы
Проведение олимпиад по первой помощи среди студентов немедицинских вузов и колледжей с привлечением к организации данных мероприятий студентов медицинских вузов является хорошим примером популяризации знаний о правилах оказания первой помощи пострадавшим среди молодежи. Подобные мероприятия помогают оценить исходных уровень знаний оказания первой помощи среди учащихся немедицинских образовательных учреждений, а также дают возможность дополнительно отработать практические навыки и повысить их качество. Также при анонсировании самой возможности участия в подобных олимпиадах, потенциальные участники уже проявляют дополнительный интерес к подробному изучению вопросов распознавания и дифференцировки тех или иных неотложных состояний, дополнительной отработки навыков оказания первой помощи как для укрепления своих знаний, так и для успешного выступления на олимпиаде, что в целом повышает уровень грамотности молодежи в вопросах первой помощи.
Также, на наш взгляд, обязательным является обучение студентов немедицинских образовательных учреждений доврачебной помощи с обязательной отработкой навыков на симуляционном оборудовании.
Таким образом считаем целесообразным рекомендовать проведение межвузовских олимпиад по первой помощи среди немедицинских вузов и колледжей на базе медицинских вузов.
Ирина Чечина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.