Автор(ы): Грибков Д.М., Шубина Л.Б.
Город: Москва
Учреждение: Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова
Актуальность
Поскольку олимпиады и конкурсы часто сопровождаются испытаниями в симулированных условиях, мы обсуждали этот вопрос среди тренеров и экспертов симуляционного обучения
Цель
Целью данного исследования является выявление плюсов и минусов различных олимпиад и конкурсов в системе здравоохранения
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели, были изучены свободные источники на эту тему, а также проведен опрос среди специалистов симуляционного обучения и участников подобных мероприятий
Результаты
Из первоисточника - цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без дискриминации с взаимопониманием, дружбой, атмосферой солидарности и честной игры.
Соревнования, имеют целью 1) выявление сильнейших участников и/или команд, 2) совершенствование мастерства, 3) пропаганду данного явления.
Задачи школьных предметных олимпиад: предоставление возможностей всем желающим обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования - выявление наиболее способных учащихся для участия в районных, областных предметных олимпиадах.
Склонность к соперничеству впервые была формализована в спорте. Поощрение соревнования в педагогике базируется на идее, что мир конкурентен.
Конкуренция, согласно словарю — это «от лат. concurrentia — «столкновение» - борьба и любое антагонистическое отношение, связанное с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами (видами, особями), нуждающимися в одних и тех же ресурсах.
Борьба подразумевает только одного победителя. Следовательно — все остальные стороны проиграют. Таким образом, при конкуренции - большинство обречено на поражение просто исходя из условий. Важно, понимать, кто такой проигравший в олимпиаде (конкурсе)? Достаточно часто это очень достойный претендент на победу, ведь в конкурсах согласны участвовать далеко не все.
Сопе́рник — в традиционном смысле тот, кто состязается с кем-либо, противостоит кому-либо, стремится опередить, победить, превзойти кого-либо в чём-либо или тот, кто обладает равными с кем-либо достоинствами, одинаковыми качествами и претендует на неравенство.
Термины «соперник», «противник» и «конкурент» на самом деле являются синонимами. Они обозначают того, кто пытается победить или быть более успешным, чем другой. Термин «противник» и «соперник» обычно имеет более негативную коннотацию, которая подразумевает, что противники ненавидят и презирают друг друга. «Конкурент» подразумевает, что не обязательно ненавидеть друг друга.
Часто конкуренция переключает внимание участников с самой задачи на важность ее выполнения. Усиливается внешняя мотивация, внутренняя подавляется. Появляются «профессиональные выигрыватели олимпиад», которым всё равно на требования и концепцию, главное выиграть любой ценой. Что даёт для профессии – ничего.
Любой конкурс подчеркивает влияние существующей социальной иерархии и/или уровней способностей. Как правило, он уменьшает чувство связи между группами, наоборот, сепарирует на отдельные группы и «уводит» от реальности жизненных задач. Соревнование, особенно когда на кону престиж учебного заведения, всегда вызывает споры в объективности или возможных накрутках.
Нездоровая конкуренция негативно влияет на моральный дух и уверенность участников. Вместо необходимой взаимопомощи может появиться зависть, желание навредить. Это вызывает стресс и, как следствие, отторжение к процессам, переведенным в соревнование.
Обсуждение
Соперничество сопровождается эмоциональной вовлеченностью в борьбу, которая приводит или к кооперации, или к разрозненности. Это зависит от самооценки и уверенности индивидов себе: если они открыты, самодостаточны, они раскроют свой потенциал в процессе соревнования и не станут вредить другим. В противном случае могут возникнуть и недоверие, агрессия.
В ходе опроса респондентами было высказано, что соперничество даёт важный навык – умение проигрывать, видение в этом не вселенскую трагедию, а моменты, которые стоит улучшить. Для снижения внешнего стимула – награды за участие должны быть либо ничтожными, либо не только для одного-трех победителей. Задания должны быть полезными (прикладными) для самих участников, соответствовать их уровню квалификации и применимости в практике. Условия конкурсов должны быть реально интересными для самопроверки и создавать возможности для постоянного развития, и умения взаимодействовать – ведь стоит помнить о том, что люди выживали не только за счет конкуренции, но и за счет кооперации. Конкуренция – это не самый совершенный способ организации общества.
Возможно, стоит посмотреть на проблему иначе – не навязывается с помощью олимпиад – первичное мировоззрение соревнования, а не сотрудничества. Если мы создаем конкурентную среду там, где в этом нет необходимости, то более конкурентное, а не кооперативное общество получаем в будущем.
Выводы
Создание конкурсов и олимпиад в системе профессионального образования должно, прежде всего, минимизировать конкуренцию, но при этом, давать нужные факторы для развития, азарта и геймификации. Каждый организатор, такого мероприятия должен ответить себе на вопрос: «Можно ли достичь своих целей иным – более кооперативным способом и вовлечь как можно больше участников – в идеале 100% носителей навыков?». Тогда все конкурсы и олимпиады можно поделить на три группы:
1) Срез для конкретного контингента – участники могут быть все – никто ни с кем не конкурирует, каждый получает свою «нишу», свою обратную связь, своё понимание что надо улучшить, чтобы перейти в другую нишу. Конкуренция с самим собой = развитие.
2) Отбор под организационные цели – всё, кто пройдет испытание – будут нужны для решения новых, трудных, важных и т.п. задач, места на которые ограничены. Как и в первом случае, важными будут задания и критерии.
3) Развлечение, зрелище – со всеми вытекающими последствиями и финансированием от тех, кто испытывает потребность в развлечении.
В подобных играх не должно быть проигравших...
Любовь Шубина
Любовь Борисовна, спасибо за отличную попытку критически посмотреть на проблему конкуренции в медицине (обучении).
Как участник более 10 студенческих олимпиад по акушерству и гинекологии (подготовка команды, член жюри, организатор конкурсов), могу сказать что среди организаторов и кураторов команд (с кем я беседовал) цель олимпиад одна: отбор под организационные цели. Фактически профессиональная ориентация, с целью дать ответ на вопрос получится или нет у человека реализоваться в профессии. А в процессе подготовки команды и развивается та самая кооперация и навыки сотрудничества. Профессиональные "выигрыватели олимпиад" конечно есть, но их меньшинство.
А то что "в подобных играх не должно быть проигравших" - мечта нереальная. От конкуренции не избавиться, к тому же конкуренция это мощный двигатель прогресса (да, с присущими ей минусами)
С уважением Иванников СЕ
Конкуренция должна быть в реальной жизни - это нормально и справедливо. Искусственная конкуренция смещает цели (ну если только ни именно это (сместить цели) наша цель)))).
Все плюсы олимпиад (обучение и выявление способных) можно решать с помощью других способов:
- Для обучения нужно обучать!
- Для выявления способных проводить отборочные контролирующие мероприятия (специализированные экзамены)
Ну а для общения участников между собой существуют социальные сети, клубы и различные конференции
Лучшими - должны быть все...
Желание возвышаться над другими за счет ума признак незрелости (детскости) или токсичности общества. Это этап развития, но не итог.
Здоровые личности стремятся своим уникальным умом - помогать другим, а не соревноваться с ними)))