Учебный тренинг в формировании коммуникативной компетенции врача-терапевта участкового

Автор(ы): Астанина С.Ю., Калинина А.М., Шепель Р.Н., Драпкина О.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России

Актуальность

Несмотря на приоритет профилактической деятельности медицинских работников, проблема формирования коммуникативной компетенции врача-терапевта участкового в проведении краткого профилактического консультирования исследована недостаточно.
По результатам исследования ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России выявлено противоречие между потребностью преподавателей терапевтических кафедр в методике формирования коммуникативной компетентности врачей-терапевтов в проведении краткого профилактического консультирования и отсутствием научно обоснованной организации учебных занятий по формированию коммуникативной компетенции врачей-терапевтов в проведении краткого профилактического консультирования.
Существующее противоречие позволило обозначить проблему исследования — необходимость разработки методики формирования коммуникативной компетенции врачей-терапевтов в проведении краткого профилактического консультирования.

Цель

В контексте исследуемой проблемы определена цель исследования —определить методические особенности формирования коммуникативной компетенции врача-терапевта участкового в проведении краткого профилактического консультирования.

Материалы и методы

При разработке методики формирования коммуникативной компетенции врачей были учтены результаты констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 20 человек (врачи-ординаторы первого года обучения ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России).
Определение уровня сформированных коммуникативных умений осуществлялось в ходе педагогического эксперимента с 2022 -2023 гг. на базе ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России. В эксперименте приняло участие 39 обучающихся ординаторов первого и второго года обучения. Были определены контрольные (19 ординаторов второго года обучения) и экспериментальные (20 ординаторов первого года обучения) группы. В контрольных группах обучение велось по традиционной методике. По окончании обучения отслеживалась динамика развития установленных умений. В экспериментальной группе обучение основывалось на реализации рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача и пациента.

Результаты

Наиболее эффективной выступает технология учебного тренинга, позволяющая создавать условия для интенсивного взаимообмена чувствами, мыслями и действиями.
Технология учебного тренинга включает в себя четыре этапа:
на первом этапе осуществляется планирование коммуникативной структуры деятельности в проведении краткого профилактического консультирования;
на втором этапе происходит организация непосредственного взаимодействия с участниками учебного процесса;
на третьем этапе осуществляется управление педагогическим процессом. Этот этап требует использования разнообразных приемов и способов педагогического общения в процессе краткого профилактического консультирования, в ситуации оценки знаний и умений обучающихся на зачете;
успешность четвертого этапа определяется способностью педагога к рефлексии. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией.

Обсуждение

Обучающиеся экспериментальной и контрольной групп имеют заметное расхождение в уровне сформированности коммуникативных умений, обеспечивающих проведение этапов краткого профилактического консультирования. Анализ полученных результатов свидетельствует об увеличении доли обучающихся ординаторов с третьим уровнем сформированности умений.
Особенностью экспериментальной методики обучения является организация учебного процесса в ходе технологии учебного тренинга, использующая:
− ролевые игры, имитирующие конкретный этап краткого профилактического консультирования и позволяющие обучающимся решать профессиональные задачи в учебной ситуации;
− специальные упражнения на отработку умения слушать, принимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, умения донести свое мнение до другого, расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого;
− рефлексию своих переживаний и состояний в ходе работы, рефлексию со стороны участников диалога (насколько успешно в целом прошел этот этап профилактического консультирования.

Выводы

1. Методическими особенностями формирования коммуникативной компетенции врача-терапевта в проведении краткого профилактического консультирования являются одновременное развитие:
• интеллектуальной и эмоциональной сферы личности врача (формирование коммуникативных умений в проведении всех этапов краткого профилактического консультирования);
• волевой сферы личности врача (формирование убеждений в необходимости владения врачом коммуникативной компетенцией взаимодействия «врач-пациент»).
2. Методика формирования коммуникативной компетентности врача основывается на технологии учебного тренинга.
3. Содержание тренинга представляет собой систему из трех компонентов:
• когнитивный компонент – совокупность знаний нормативно-правовой основы проведения краткого профилактического консультирования; знаний о критериях его эффективности; особенностях организации и принципах реализации;
• эмоционально-мотивационный компонент – формирование личностно значимых представлений о себе как субъекте профессионального общения в процессе проведения краткого профилактического консультирования;
• поведенческий компонент – формирование убеждений врача в необходимости освоения коммуникативных умений, обеспечивающих формирование компетенции в проведении краткого профилактического консультирования.
4. Результаты экспериментального внедрения методики формирования коммуникативной компетентности врача показали высокий уровень развития: умений в проведении всех этапов краткого профилактического консультирования; убеждений в необходимости владения врачом коммуникативной компетенцией взаимодействия «врач-пациент».

Тема: Коммуникативные навыки
СВЕТЛАНА АСТАНИНА

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: