Конференции / РОСОМЕД-2023 - XII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Гигиеническая оценка урока «Основы безопасности жизнедеятельности» в выпускных классах медицинского предуниверсария

Гигиеническая оценка урока «Основы безопасности жизнедеятельности» в выпускных классах медицинского предуниверсария

Автор(ы): Монахова А.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Актуальность

Медицинское образование в современном мире развивается и модернизируется непрерывно, расширяя объем знаний и внедряя новейшие технологии, в том числе симуляционные (Д.А.Махонин, З.В.Лопатин, Е.С.Трегубова,2021). Данные технологии помогают отработать важные для будущих медработников навыки в безопасной обстановке, снизить уровень стресса. Снижение уровня стресса в свою очередь положительно влияет на работоспособность, а использование большого количества наглядного материала и практических заданий во время обучения повышает интерес и мотивацию (Т.В. Заболотских, Г.В. Григоренко, С.В. Медведева, 2020). Практическая подготовка проводится в рамках школьной программы профильного медицинского образования 10-11 классов и включает в себя освоение школьниками профильных медицинских классов навыков ухода за больными и проведения основных медицинских манипуляций с использованием симуляционных технологий. Итогом этой работы является проведение предпрофессионального экзамена для обучающихся профильных медицинских классов. В этой связи организации такой подготовки требует гигиенической оценки и регламентации, также немаловажным является оценка должного уровня мотивации.

Цель

Провести гигиеническую оценку организации урока «Основы безопасности жизнедеятельности», в рамках которого осуществлялось практическое обучение, а также оценить мотивацию к обучению среди учеников выпускных классов Сеченовского предуниверсария.

Материалы и методы

Объектом стали 115 обучающихся 10-х классов. Использовался метод хронометражных наблюдений и анкетный опрос на оценку мотивации к обучению (Бароненко В.А., Раппопорт Л.А., 2004). С помощью хронометражных наблюдений проведена оценка распределения учебного времени, в рамках 15 уроков ОБЖ. Проводились сдвоенные уроки, длительностью 45 минут каждый. Продолжительность перемены между уроками - 30 минут. Исследования проведены с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинской Декларации и Директивах Европейского сообщества(8/609ЕС). От всех участников были получены письменные информированные согласия.

Результаты

На теоретический разбор материала, включающий в себя опрос по ранее пройденным темам, объяснение новой темы, разбор клинических задач, отводилось в среднем 40 минут. Практическая часть занятия, представленная демонстрацией манипуляций, в т.ч. с применением симуляционных технологий (на манекенах) учителем, составляла в среднем 50 минут. Теоретическая и практическая части чередовались между собой (20 минут теории, 25 минут практики, перерыв 30 минут, 20 – теория, 25 - практика). Соответственно, 55% уходит на теоретическую часть и 45% от урока на практическую). Плотность урока в среднем во всех изученных классах составляет от 78% до 85%, количество видов учебной деятельность от 6 до 8. Также было проведено анкетирование 45 обучающихся (32 девушки и 13 юношей, 71% и 29% от общего числа респондентов соответственно) для оценки мотивации к обучению и факторов, оказывающих наибольшее влияние на нее. Результат анализа анкет: познавательный мотив в 10 классе (2 класс - 16 человек) значительно выше 10 класса (1 класс - 10 человек). У учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Коммуникативный мотив :10 класс (1) имеет выше среднего уровня развития коммуникативных действий – 18 учеников. 10 класс (2) учащихся имеют высокий уровень развития коммуникативных действий – 22 человека. Ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Эмоциональный мотив: И в 1 классе и во 2 ученики имеют высокие показатели, 20 и 19 человек соответственно. А вот по мотиву саморазвития можно сказать, что имеются низкие показатели: 12 и 13 человек соответственно. В 10 классах он достаточно высокий, в 1 классе отмечается у 20 человек, во 2 классе у 18 школьников. В обоих классах преобладают мотив достижения на среднем уровне. В двух классах внешний мотив высокий, больше половины учеников выполняют задание, чтобы получить хорошую отметку, показывают товарищам свое умение решать задания, добиваться похвалы учителя. Профессионально-жизненное самоопределение. Выбор школьников часто меняется, нет конкретики. Полученные результаты отражают возрастные особенности подростков, которые во многом зависимы от взрослых и нуждаются в их помощи и поддержке. Только половина обучающихся определилась с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, из двух классов это 23 человека.

Обсуждение

Однако дальнейший анализ показывает недостаточный интерес школьников к вопросу профессионального самоопределения, низкую заинтересованность данной проблемой.
При ответах на вопросы, относящиеся к снижению желания учиться при субъективном ощущении недоброжелательной атмосферы на уроках, школьники в среднем отметили это как более важный аспект мотивации в обучении (18 человек из двух классов). Чувства удовлетворения при достижении видимых результатов как о значимом факторе (отметили 20 человек в сумме из двух классов). Также была отмечена важность выборочной заинтересованности в дисциплинах (16 человек в классе 1 и 19 человек в классе 2), и важность получения новых знаний для общего развития (18 и 16 школьников из класса 1 и класса 2 соответственно).Полученные данные могут помочь преподавателям сделать учебный процесс более эффективным, что скажется на заинтересованности в обучении.

Выводы

Гигиеническая оценка урока «Основы безопасности жизнедеятельности» показала, что организация урока соответствует требованиям, предъявляемым СанПиН 1.2.3685-21 продолжительность, плотность урока, сдвоенность уроков, количество видов деятельности, продолжительность перемен соответствуют гигиеническим нормативам. «Требования к организации учебного процесса». Баланс теории и практики становится более доступным в связи с широким внедрением в образовательный процесс симуляционных технологий, что поддерживает и стимулирует интерес школьников к практической деятельности. Это, в свою очередь, является одним из наиболее важных составляющих мотивации наряду с обеспечением преподавателями благоприятной обстановки на занятиях.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Ангелина Монахова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: