Автор(ы): Е.П. Богатикова, Ю.А. Кабирова, С.Л. Мишланова
Город: Пермь
Учреждение: Пермский государственный национальный исследовательский университет
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения лингвистического аспекта в медицинской коммуникации. Ранее, в ряде лингвистических работ, было определено, что при учете коммуникативного поведения пациента в паре с врачом как целостного феномена, пациент может определять коммуникативное поведение врача. Выделенные языковые особенности помогают сформировать основу курса по медицинской коммуникации, в частности, в условиях электронного консультирования, и выделить новые аспекты, влияющие на эффективность коммуникации.
Цель
Цель работы заключается в изучении и внедрения языкового аспекта, коммуникативных и лексико-грамматических единиц, в тренинг врачей по медицинской коммуникации.
Материалы и методы
Исследование предполагает применение лингвистических методов, среди которых можно выделить дискурс-анализ, концептуальный анализ, деривационный анализ; приемов контент-анализа, заключающихся в выявлении семантических и вербальных компонентов и прагматических факторов, характерных для данного типа коммуникации, а также количественных методов для выявления частоты исследуемых явлений. В работе также использовался корпусный метод с целью анализа большого объема текста и выявлении превалирующих в нем паттернов. Источником материала послужили диалоги электронной медицинской консультации, собранные методом парсинга с американского сайта DoctorSpring.com, общий объем которых составляет 600 вопросно-ответных комплексов.
Результаты
Несомненно, основной задачей врача является оказание помощи пациенту, и решение этой задачи осуществляется в ходе ведения диалога. Исследование показало, что коммуникативные стратегии внутри медицинской консультации представляют собой процесс выстраивания диалога путём спонтанного или шаблонного выбора оптимального речевого поведения. При этом коммуникативные тактики представляют собой совокупность речевых действий в определенной последовательности.
В ходе анализа взаимодействия пациента и врача стратегия и тактики были не только с точки зрения целей коммуникации и в аспекте взаимодействия (согласно Калгари-кембриджской модели медицинской коммуникации), но и в непосредственно языковом аспекте, где важным является не только то, почему применятся та или иная тактика, но и то как она реализуется. Исследователи обратили внимание, что одним из ключевых эффективных инструментов передачи информации является лексико-грамматический повтор. Данный инструмент отвечает за медиацию знания о медицинской проблеме от специалиста (врача) к неспециалисту (пациенту), позволяя адаптировать это знание в зависимости (и с учетом) опыта и осведомленности каждого нового пациента о его проблеме.
Навык врача транслировать инфомацию в условиях дистантного и асинхронного общения (во время электронной медицинской консультации) с пациентом представляет собой актуальную задачу, решение которой носит междисциплинарный характер. Тренировка данного навыка включает в себя обучение коммуникативным тактикам, направленным на анализ речевого поведения пациента с целью обобщения его знаний о медицинской проблеме.
Обсуждение
Обучение врачей ведению диалога в рамках электронной медицинской консультации с учетом знаний об инструментах адаптации информации позволит повысить уровень комплаенса со стороны пациентов, повысить уровень оказания дистанционной медицинской помощи в случае невозможности оценить уровень осведомленности пациента о его проблеме, упростить процесс выдвижения гипотезы и постановки предварительного диагноза.
Выводы
Коммуникативные тактики электронной медицинской консультации успешно реализуются при помощи инструмента лексико-семантического повтора. Повтор используется специалистом как ключевой механизм адаптации, с помощью которого осуществляется «лексическое выравнивание», способствующее индивидуализации ответа врача на вопрос каждого отдельного пациента. Обучение врачей данному навыку, как одному из аспектов курса по медицинской коммуникации, способно сформировать вовлечение пациента в обсуждение и процесс принятия решений, повысить доступность медицинской информации для пациента.
Соавторы:
Кабирова Юлия Албартовна, ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А Вагнера Минздрава России, к.м.н., доцент кафедры внутренних болезней и семейной медицины;
Мишланова Светлана Леонидовна, ПГНИУ, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой лингводидактики ПГНИУ.
Евгения Богатикова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.