Технологии виртуальной реальности в обучении студентов по специальности «Фармация»

Автор(ы): Бахрушина Е.О., Мельник Е.В., Гегечкори В.И., Раменская Г.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Актуальность

VR-технологии в процессе обучения студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений способствуют качественной отработке профессиональных навыков студентами, служат для демонстрации макро-процессов или визуализации внутренних процессов, обеспечивают качественный контроль знаний, умений и навыков в автоматическом режиме.
С 2021 по 2022 год в Институте фармации им. А.П. Нелюбина Сеченовского Университета проводилась разработка программного модуля "Фармацевтическое производство", позволяющее студентам погружаться в профессиональную деятельность сотрудников фармацевтического производства - отдела контроля качества и технологических участков по производству наиболее востребованных лекарственных форм - таблеток, суппозиторий, парентеральных растворов.

Цель

Целью проекта было создание инфраструктуры и обеспечения методической базы для внедрения VR-модуля в учебный процесс по дисциплинам «Частная фармацевтическая технология» и «Специальная фармацевтическая химия», оценка полученных результатов.

Материалы и методы

Разработка программы велась сотрудниками кафедр фармацевтической технологии и фармацевтической и токсикологической химии им. А.П. Арзамасцева Института фармации им. А.П. Нелюбина совместно со специалистами отдела виртуальной и дополненной реальности Института электронного медицинского образования Сеченовского Университета.
В результате была разработана и зарегистрирована программный модуль, включающий себя отработку студентами двух профессиональных ролей - "специалист отдела контроля качества" и "технолог", по трем направлениям - "производство и оценка качества таблеток", "производство и оценка качества суппозиториев", "производство и оценка качества парентеральных растворов".
В 2022 году на базе Научно-образовательного исследовательского центра "Фарма-Премиум" Сеченовского Университета был создан VR-класс для проведения занятий с использованием виртуальной реальности с группами студентов до 20 человек. Благодаря современному оснащению, одновременную отработку навыков в VR-тренажерах могли осуществлять от 6 до 8 студентов.
С ноября по декабрь 2022 года занятия в VR-классе были введены в расписание учебных занятий студентов 5 курса, обучающихся по специальности "Фармация". Всего в режиме отработки умений за отведенный период было обучено 200 студентов.

Результаты

Программный модуль "Фармацевтическое производство" включал визуализацию работы различного оборудования, задействованного в технологическом процесс производства лекарств, а также в оценке их качества, а также кейсы, необходимые для решения обучающимися.
Кейсы представляли собой ситуационные задачи, взятые из производственной практики, в которых обучающемуся необходимо было проанализировать массив данных, полученных после испытания или в процессе проведения технологии, сопоставить полученные результаты с требованиями нормативной документации и сделать правильное заключение.
Необходимые для оценки качества общие фармакопейные статьи (ОФС) из действующей Государственной Фармакопеи XIV издания были также загружены в массив данных программы и визуализировались на виртуальном планшете в руках юнита.
Разработанный программный модуль позволял выполнять работу преподавателей и студентов в трех режимах - "демонстрации", "практических навыков с прокторингом" и "экзамена". В режиме демонстрации прохождение проигрываемой роли и выполнение профессиональных функций осуществлял преподаватель или тьютор, а изображение с VR-шлема передавалось на экраны класса или транслировалось иным способом при дистанционном присутствии обучающихся. В задачи тьютора в процессе демонстрации входило комментирование собственных действий и при необходимости обоснование выбора и корректности сделанных выводов.
В режиме "практических навыков с прокторингом" обучающиеся выполняли действия в виртуальной реальности самостоятельно, а программа разработанного модуля давала обратную связь по ошибкам, правильным ответам и корректности проводимых действий. Прокторинг осуществлялся не только программным обеспечением, но и преподавателем, присутствующем на проводимом занятии в VR-классе.
Режим "экзамена" подразумевал самостоятельное прохождение обучающимися профессиональной роли и решения кейсов, программное обеспечение проводило подсчет баллов обучающегося, путем вычета определенного количества баллов из суммы в 100, данной каждому студенту при начале прохождения.

Обсуждение

На сегодняшний день преподавание дисциплин «Частная фармацевтическая технология» и «Специальная фармацевтическая химия» для студентов пятого курса осложняется ограниченным количеством лабораторного оборудования для оценки качества лекарственных форм, отсутствием доступа к промышленному оборудованию или посещения во время занятий работающих фармацевтических производств, ввиду невозможности обеспечения качества производимых лекарств согласно Надлежащим практикам при посещении участков крупными студенческими группами.
При применении VR-технологий 100% обучающихся на курсе, включая иностранных обучающихся, смогли визуализировать фармацевтическое производство и лаборатории отдела контроля качества, провести манипуляции с виртуальным оборудованием, решить реальные производственные задачи, погрузиться в профессиональную деятельность.
После проведения практических занятий в VR-классе с ноября по декабрь 2022 года, среди студентов, прошедших обучение, было проведено анкетирование.
100% обучающихся позитивно отозвались о возможности введения занятий в VR-классе в ходе учебного процесса. 85% прошедших обучение отметили, что занятие в виртуальной реальности помогло им в профориентировании, а еще 78% респондентов показали улучшение качества знаний и навыков.

Выводы

Безусловные перспективы имеет введение VR-технологий в учебный процесс студентов, обучающихся по специальности "Фармация". Однако, внедрение подобных технологий требует от учебных заведений обеспечения материальной-технической базы - создание VR-классов, закупку, настройку оборудования для виртуальной реальности, а также обучение НПР.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Елена Бахрушина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: