РОЛЬ МЕТОДИСТА В СИМУЛЯЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Исатаева Ж.С., Камарова А.О.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский Университет Караганды», Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

С развитием симуляционного обучения в Казахстане возникла необходимость разработки и адаптации методического обеспечения для планирования и организации практических занятий. Симуляционное обучение имеет свои особенности и существенно отличается от традиционных методов обучения клинических дисциплин, по этой причине наличие штатных методистов в симуляционных центрах позволяет поэтапно и динамично развивать, и внедрять новые методы обучения и оценки. Методическая работа в симуляционном образовании включает в себя различные виды деятельности: экспертная, управленческая, педагогическая и инновационная. Каждая деятельность методиста включает в себя масштабную и кропотливую ежедневную работу с симуляционным оборудованием и преподавателями, а для этого требуются навыки консультанта, модератора, тьютора и фасилитатора, кроме этого, методист является посредником между практикой и наукой, обеспечивающий их эффективное взаимодействие. Инновационные методы обучения и преподавания стремительно развиваются, поэтому именно методистам симуляционных центров необходимо быстро реагировать на изменяющуюся траекторию образования и уметь генерировать новые идеи для обеспечения качества образования. Каждый симуляционный тренажер имеет свои особенности, образовательные цели и для его эффективной работы методисту необходимо изучение технических характеристик и возможности манекена, которые будут в основе разработки методических рекомендаций с применением активных методов обучения для преподавателей симуляционных центров.

Цель

Изучение методической деятельности в развитии симуляционного обучения с определением его роли и места в образовательном процессе.

Материалы и методы

Материалами послужили должностные инструкции методиста симуляционного центра и кафедры, учебно-методические материалы (силлабусы, методические рекомендации по дисциплинам, контрольно-измерительные средства) за 2008-2023 годы, разработанные для обеспечения симуляционного обучения. Методами исследования явились анализ деятельности методистов си-муляционного центра и их влияние на обеспечение качества образования.

Результаты

Анализ должностных инструкций методиста кафедры и симуляционного центра показал, в должностные обязанности методиста кафедры входит 11 функциональных обязанностей, тогда как методист центра выполняет 55 функциональных обязанностей. Это свидетельствует о масштабной работе методиста, участвующего в обеспечении симуляционного обучения. Количество материалов, разработанных за последние 5 лет методистами симуляционного центра, составляют следующую структуру: 259 методических рекомендаций, 372 клинических сценариев, 358 алгоритмов выполнения практических навыков. Внедрение в образовательную программу бакалавриата симуляционных технологий осуществляется с помощью применения активных и инновационных методик преподавания, таких как CBL, TBL, RBL, Flipped classroom и т.д. Разработаны, пилотированы и внедрены инновационные методы оценки в виде разновидностей ОСКЭ на всех уровнях обучения с применением электронного чек-листа. С 2010 года методистами подготовлена и внедрена система регулярного анкетирования преподавателей и студентов на предмет удовлетворения качеством обучения и преподавания в симуляционном обучении, результаты которого регулярно обсуждаются с целью выявления слабых сторон и внедрения новых подходов обучения. Ежегодно проводится работа с клиническими кафедрами ВУЗа на предмет разработки новых клинических сценариев и методических разработок, регулярного обучения преподавателей по внедрению передовых методик преподавания с применением симуляционных технологий.

Обсуждение

Роль и место методиста в образовательном процессе является очень важной для обеспечения качества образования, особенно в обучении и преподавании с применением симуляционных технологий. От методиста требуется опыт применения симуляторов и тренажеров в преподавании и обучении, который не соотносится с традиционным подходом преподавания. Для внедрения в учебный процесс инновационных и симуляционных технологий необходимо методистам глубоко изучать функциональность, возможности и параметры симуляционного оборудования, чтобы составить клинический сценарий для соответствующего уровня обучения с учетом сложности навыка, мультидисциплинарности, диапазона компетенций, которые могут быть объединены в подход обучения. следует также отметить, что методист должен обладать управленческими и аналитическими компетенция для эффективной реализации своих функциональных обязанностей.

Выводы

Таким образом должность методиста симуляционного центра является ключевым звеном к качественному и поэтапному развитию симуляционного образования. В качестве методистов должны работать опытные клиницисты и педагоги, которые владеют навыками управления, мониторинга учебно-методической деятельности и навыками постоянного самосовершенствования.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: