Конференции / РОСОМЕД-2023 - XII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Формирования стратегии поведения в конфликтной ситуации бакалавров сестринского дела как компонента коммуникативных навыков

Формирования стратегии поведения в конфликтной ситуации бакалавров сестринского дела как компонента коммуникативных навыков

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Важности формирования коммуникативных навыков будущих медицинских работников придается очень большое значение. Современные методические подходы регулярно обсуждаются прежде всего на мероприятиях, проводимых РОСОМЕД . На начальном этапе профессиональная подготовка медицинских работников характеризуется отсутствием четкого представления о социально-психологической стороне будущей профессиональной деятельности и поверхностным знакомством с элементами психологических знаний. В последующем необходимым условием эффективного и плодотворного взаимодействия в системе взаимоотношений медицинский работник -пациент, медицинский работник-медицинский работник, медицинский работник-руководитель, медицинский работник-окружение пациента, является выбор специалистом эффективной стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта . Неэффективные способы решения конфликта в процеесе профессиональной деятельности могут привести к эмоциональному выгоранию специалиста

Цель

Обосновать на основе анализа типов поведения студентов-бакалавров в конфликтной ситуации важность включения в ОПОП ВО бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело не зависимо от выбранной обучающимся индивидуальной образовательной траектории, о которых мы писали ранее, дисциплин, прицельно формирующих коммуникативные компетенции

Материалы и методы

Для выявления преобладающих типов поведения в конфликтной ситуации у студентов медицинского вуза на примере бакалавров , обучающихся по ОПОП ВО 34.03.01 Сестринское дело мы использовали тест – опросник Томаса в динамике на первом и выпускном курсах института общественного здоровья и цифровой медицины.

Результаты

Оказалось, что у студентов -бакалавров первого курса преобладает такая стратегия поведения в конфликте как компромисс (20% опрошенных), при этом у ряда обучающихся находятся на одном уровне и являются преобладающими по две и даже по три стратегии. Результаты, полученные на четвертом курсе, через четыре года обучения в медицинском вузе,существенно различаются. Теперь большинство студентов придерживаются стратегии поведения "сотрудничество" (67% опрошенных). Сотрудничество является самой эффективной стратегией поведения и необходимо в будущей профессиональной деятельности, так как в данной ситуации обе стороны оказываются в выигрыше, по сравнению с другими стратегиями поведения в конфликте, где один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба. Преобладание данной стратегии поведения в конфликтной сиьтуации у выпускников подтверждает сформированность надпрофессиональных и профессиональных коммуникативных компетенций, необходимых для клинической сестринской практики.

Обсуждение

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях студентов института общественного здоровья и цифровой медицины, будущих медицинских работников поменялись благодаря обучению в медицинском вузе, а именно, изучению таких дисциплин как "Менеджмент и лидерство в сестринском деле", "Психология управления", "Коммуникативные умения", прохождению практической подготовки на клинических базах, общению с пациентами и коллегами, наставниками, что определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) бакалавриат по направлению подготовки-34.03.01. Сестринское дело и профессиональных стандартов. Следует отметить, что формируют коммуникативные компетенции не только дисциплины психолого-педагогической направленности, но , прежде всего, клинические дисциплины ОПОП ВО бакалавриата, т.к. именно участвуя в разборе клинических кейсов, в симулированных, либо в условиях, приближенных к производственным, студенты приобретают необходимые умения профилактирования конфликтных ситуаций реальной клинической и педагогической практики.

Выводы

Таким образом, у выпускников -бакалавров сестринского дела сформировалась стратегия, которая является более эффективной во взаимоотношениях с пациентами, их окружением, коллегами по медицинской команде, что на сегодняшний день востребовано как работодателями, так и органами управления здравоохрарением.

Тема: Коммуникативные навыки
Светлана Лапик

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: