Этимология и эволюция понятия симулированый/стандартизированный пациент – зарубежный и российский опыт

Автор(ы): Самойленко Н.В., Энерт А.В., Дьяченко Е.В.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Одним из эффективных методов обучения специалистов здравоохранения является симуляционное, которое внедряется в клинические образовательные программы, в том числе при обучении навыкам общения (НО). Некоторые формы симуляционного обучения предполагают привлечение симулированного/стандартизированного пациента или симулированного участника (Standardized/simulated patientsor simulated participants, SP). Однако в Росси не создана нормативная база, применять технологию СП с привлечением живых людей в ситуацию обучения НО или их оценке.

Цель

Изучить этимологию и эволюцию применения терминологии СП относительно обучения и оценки навыков профессионального общения в медицине и возможности ее применения в медицинском образовании в России.

Материалы и методы

Анализ научных статей в широко используемых медицинских базах данных: PubMed, «КиберЛенинка», «eLibrary» «Scholar.ru», «ЭБС «Университетская Библиотека Онлайн». Ключевыми словами для поиска актуальных статей были: «симулированный пациент», «стандартизированный пациент», «обучение и оценка навыков общения в медицине». Всего проанализировано 612 статей не старше 15 лет с момента публикации, а также фундаментальные статьи за годы до 2008 года. Для детального анализа было отобрано 250 источников (из них 6 российских), позволивших определить объем знаний в применении технологии СП при обучении и оценке навыков общения в медицине.

Результаты

Эволюция и методология применения понятия СП начинается в 60-70-х годах 20-го столетия, когда впервые стали обучать и привлекать СП в образовательном процессе медицинских работников. В 2001 году была создана Ассоциация Преподавателей Стандартизированных Пациентов (The Associationof Standardised Patient Educators, ASPE), которая разработала методологию и стандарты работы СП.
Термины «стандартизированный пациент» и «симулированный пациент» используются в зарубежной практике взаимозаменяемо и относятся к человеку, обученному изображать пациента с определенным заболеванием реалистично и воспроизводимо.Однако есть разница в употреблении этих понятий.Симулированные пациенты – тщательно обученные люди, способные реагировать с большей достоверностью и гибкостью на потребности учащихся, привлекаются в ситуации обучения студентов-медиков с целью отработки навыков общения.Стандартизированные пациенты – это люди, поведение которых стандартизировано по критериям постоянства и точности воспроизводимости клинического случая.Привлечение стандартизированных пациентов создает условия для объективной оценки сформированности практических навыков. В 2017 г. ASPE обновили определение СП, и добавили понятие симулированный участник (Simulated participant) – это все ролевые игроки-люди в любом контексте симуляции.В зарубежных исследованиях, связанных с привлечением СП к обучению доказано: повышение эффективности коммуникации после обучения; увеличение «выживаемости» навыков; повышение уверенности обучающихся в своих навыках.Результаты международных исследований показывают, что при надлежащем обучении СП, они обладают высокой степенью надежности и валидности как для обучения, так и для оценки успеваемости учащихся.
В Российской Федерации (РФ) понятия симулированный и стандартизированный пациент закреплены в процедуре аккредитации специалистов здравоохранения в Паспортах станций ОСКЭ для второго этапа аккредитации специалистов и представляют собой документ, включающий необходимую информацию по оснащению станции и предназначены в качестве методического материала для оценки владения аккредитуемым конкретным практическим навыком (умением). Симулированный пациент – человек, который изображает реального пациента и не проходит специального обучения (станция "Предоперационный осмотр").Стандартизированный пациент – это реальный человек, который прошел специальное обучение, чтобы реалистично и последовательно вести себя во время встречи со специалистом, и который в соответствии с определенными критериями играет роль пациента с определенными заболеваниями (станция «Сбор жалоб и анамнеза»). При Федеральном методическом центре аккредитации разработана программа по подготовке СП для аккредитации специалистов, в рамках которой проводится ежегодное обучение новых и ресертификация уже обученных пациентов.
Симуляционное обучение специалистов здравоохранения регламентировано рядом нормативных документов в РФ: приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. № 30. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 18.04.2012 г. № 16-2/10/2-3902. Однако, понятие симулированный/стандартизированный пациент не закреплено в нормативных документах, позволяющих включать их в образовательный процесс. Эффективное привлечение СП в ситуации обучения студентов-медиков сегодня в России ограничено и связано с отсутствием: профессии СП; методологии, программы и тренеров по их подготовке для участия в образовательном процессе; банка СП, методологии разработки сценариев и самих сценариев для их включения в учебные занятия; доказательной базы, основанной на исследованиях проведенных в РФ.

Выводы

В зарубежном опыте СП являются практичными, экономичными, надежными и законными средствами обучения и последующей оценки клинических навыков обучающихся. Основными преимуществами являются: доступность и возможность обучения широкому кругу клинических случаев; возможность давать определенную поведенческую обратную связь, обеспечение высокого уровня приобретения и удержания навыков; многократность повторения и др. Закрепление понятия симулированный/стандартизированный пациент в нормативных документах, по нашему мнению, позволит не только включать их в образовательный процесс и повышать качество медицинского образования в РФ, но и будет способствовать дальнейшему развитию методологии применения СП, образовательных программ, доказательной базы, основанной на исследованиях проведенных в РФ.

Тема: Коммуникативные навыки
Надежда Самойленко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: