Конференции / РОСОМЕД-2023 - XII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Технология компетентностного моделирования в процессе первичной специализированной аккредитации медицинских психологов.

Технология компетентностного моделирования в процессе первичной специализированной аккредитации медицинских психологов.

Автор(ы): Захарова И. А., Никишина В. Б., Сотникова В. М.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Актуальность

Процесс аккредитации медицинских психологов в конкретном статусе имеет нормативно- правовую регуляцию. Однако- не без противоречий. Так к примеру приказ №206н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» задает строгие квалификационные требования к должности медицинского психолога среди которых: «наличие высшего образования – бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психология» и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология», в тоже время в приказе №709 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», со ссылкой на приказ №541 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», требования к квалификации представлены более широко «высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология"», что влечёт за собой более высокую вариабельность трактовок со стороны конечных пользователей. Отдельной категорией сложностей являются противоречивые трактовки положений законов юридическими службами организаций в привязке к дате заключения трудового договора, учитывающие, либо не учитывающие обратную силу вступивших в силу нормативных актов

Цель

Технология осуществляется на уровне регулятора процесса. Она требует осмысленного и профессионального отношения к процедуре, условиям, содержанию.
Обращаясь к содержанию документа, регламентирующего процедуру компетентностной формы и реализацию через него обобщенной трудовой функции «Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп» и трудовых действий, закрепленных в профессиональном стандарте «Психолог в социальной сфере», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г., регистрационный № 30840) мы констатировали, что в действительной версии компетентностного набора очевидно недостаточно компетенций, которые ориентированы как собственно на организацию процедуры во всех ее видах, так и на управление этой процедурой на уровне конкретных организаций или структурных подразделений.

Материалы и методы

Среди респондентов было 734 человека. Из них: 77% занимают должность в государственной системе здравоохранения; 3% занимают должность в структурах государственного управления; 2% работают в частном учреждении, 7% являются практикующими специалистами, ведут собственную практику; 4% являются студентами, 2% занимают управляющие должности в системе здравоохранения, 5%- не относятся ни к одной из перечисленных категорий. Прошедших среди них первичную специализированную аккредитацию- 2 %, прошедших периодическую аккредитацию- 7%. Планируют проходить аккредитацию- 82%, не планируют проходить- 9 %. Метод исследования- анкетирование.

Результаты

Среди основных сложностей, испытываемых респондентами можно выделить: 1. Дефицит информации, противоречивые данные в нормативно- правовой базе,
2. Квалификационная проблема.
3. Проблема территориального признака - отсутствие аккредитационных центров во всех регионах.
4. Компетентная проблема - недостаток юридических знаний и информационной грамотности, позволяющих специалисту быть ознакомленным с актуальными правовыми аспектами своей профессии и должности, а также находить современную информацию в этой области.
5. Порталы и веб-сайты не готовы к работе с медицинскими психологами, например, отсутствует специализация в области МП в Федеральном реестре медицинских работников, а также невозможность прикрепить несколько документов об образовании на портале.

Обсуждение

Анализ запросов по организации и реализации процедуры первичной специализированной аккредитации, в которую включены специалисты, завершившие освоение основных профессиональных образовательных программ высшего образования, и не имеющих стажа работы на должностях медицинских работников либо имеющих стаж работы на должностях медицинских работников менее пяти лет, дают нам возможность выделить конкретные запросы, которые мы готовы ретранслировать в компетенции, которыми считаем дополнить компетентностную модель клинического психолога.

Выводы

Таким образом, среди профессиональных компетенций, которые мы предлагаем включить, будут направлены на поддержание информационной и юридической грамотности, а также обеспечение специалиста технологиями работы с информационными сетями и основным программным обеспечением. Также эти компетенции позволят специалисту планировать, организовывать и предсказывать собственную профессиональную деятельность в условиях медицинской организации. Кроме того, они позволят организовывать работу группы специалистов и управлять структурным подразделением, разрабатывать регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных организаций.

Тема: Аккредитация, оценивание
Ирина Захарова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: