Автор(ы): Чечина И.Н., Лысенко А.Ф.
Город: Барнаул
Учреждение: ФГБОУ ВО Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Проблема сокращения потерь при производстве товаров, услуг и иных ценностей является одной из наиболее важных в работе менеджера. Бережливое управление может применяться не только при производстве товаров и услуг, но и при создании иных ценностей, например, в работе образовательных организаций.
Цель
Целью стало изучение возможности применения принципов бережливого производства для выявление тех или иных потерь в рабочих процессах, протекающих в аккредитационно-симулционном центре, и оценка эффективности различных инструменты бережливого производства для сокращения выявленных потерь.
Материалы и методы
Для оценки эффективности и выявления возможных потерь в рабочих процессах, протекающих в аккредитационно-симуляционном центре, применялись инструменты бережливого производства: картирование процессов, хронометраж, построение диаграмм «спагетти».
Карта потока создания ценности – это схематическое описание действий, которые совершаются с продуктом (услугой) по мере его продвижения к конечному потребителю. В ней отражаются все этапы, начиная с генерации идеи, разработки, производства и заканчивая доставкой продукта или услуги потребителю.
Важнейшей составляющей создания VSM является хронометраж, который осуществляют для определения наполненности рабочего дня и для визуализации временных затрат. Хронометраж рабочего времени – это способ изучить затраты времени на выполнение той или иной работы с помощью замеров и фиксации длительности действий, которые выполняют сотрудники или клиенты услуги (аккредитуемые специалисты).
Диаграмма спагетти (Spaghetti Diagramm) — это специализированная карта, которая дает возможность уникальным способом отобразить различные аспекты производственного процесса. Основными же аспектами для отображения являются физический поток (перемещение сотрудников) и поток материала (оборудования, расходных материалов), а также информации на схеме процесса. Диаграмма спагетти используется для изображения макета этих перемещений в пространстве. Данная диаграмма, как и хронометраж, используется для картирования потока создания ценности. Диаграмма рисовалась при непосредственном наблюдении, что давало наиболее полную информацию о скрытых проблемах.
Для организации рабочего пространства применялась методика управления рабочим пространством (5S) (workspace organization). Она представляет собой пять взаимосвязанных принципов организации рабочего места, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения процессов, системы менеджмента организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе (сортировка, наведение порядка, сохранение чистоты, стандартизация, совершенствование).
Результаты
Основные этапы процесса прохождения аккредитации для аккредитуемого лица были распределены в следующей последовательности: оповещение аккредитуемых о датах и месте проведения аккредитации, прием документов, проведение тестирования, проведение практико-ориентированного этапа при ПСА (либо практического этапа и этапа решения ситуационных задач при ПА), получение результатов аккредитации.
При построении диаграммы спагетти за основу был взят план рабочей зоны: помещений, коридоров, входных зон, зон ожидания и пр. На плане отмечены зоны, где начинается самый первый шаг рабочего процесса. От первого шага процесса рисовались стрелки ко второму шагу процесса, от второго к третьему и т.д. до конца рабочего процесса. Это давало возможность визуально наблюдать перемещение аккредитуемого и проанализировать полученную
информацию на наличие возможностей для улучшения рабочего потока. Например, если линии несколько раз возвращаются назад в одну точку, рассматривалась возможность объединить работу в этом месте и выполнить ее одновременно (для предотвращения возврата линий). При наличии на диаграмме перекрещивающихся линии, менялось расположение объектов рабочей зоны так, чтобы рабочий поток не возвращался назад). Одновременно с фиксацией перемещений объекта наблюдений проводилось измерение и фиксация затраченного времени (хронометраж).
По результатам картирования процесса проведения аккредитации на основе первичного хронометража и составления диаграммы «спагетти» были выявлены «узкие места» в карте потока создания ценностей, а также участки, где происходили потери времени сотрудников и аккредитуемых, необоснованное повышение трудозатрат персонала, повторные действия («двойная работа») и пр. Это позволило наглядно визуализировать слабые точки исследуемого процесс и дало возможность оптимизировать процедуру проведения аккредитации, снизив число потерь на разных стадиях процесса, а именно: вывести процессы предварительной обработки персональных данных и внесения их в базу аккредитации за пределы срока очного приема документов путем заполнения аккредитуемыми специально разработанных для этого электронных форм, подготовка заявлений аккредитуемых к очному приему документов, планирование этапов аккредитации с пофамильной разбивкой аккредитуемых на группы в зависимости от количества ожидаемых аккредитуемых и материальных ресурсов аккредитационного центра, постоянный анализ доступности информации на официальной странице сайта аккредитационного центра, актуализация и оптимизация размещенной информации.
Выводы
Бережливый менеджмент может применяться не только при организации процессов, связанных с производством товаров и услуг, но и в случае создания иных ценностей, например, в организации работы образовательных структур, в частности аккредитационных центров. Принципы бережливого производства дают возможность выявить потери на разных уровнях любого производственного или иного процесса создания ценностей, а также предлагают способы решения обнаруженных проблем. Свой успешный опыт применения картирования процессов, хронометража и составление диаграммы «спагетти» рекомендуем к использованию в работе аккредитационных центров, как в ходе аккредитации специалистов, так и при подготовке к ней. Планируем дальнейшее изучение эффективности применения бережливого менеджмента в работе аккредитационных центров.
Ирина Чечина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.