Конференции / РОСОМЕД-2023 - XII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Высокореалистичное симуляционное обучение врачей оказанию скорой и неотложной медицинской помощи при критических для жизни пациента состояниях

Высокореалистичное симуляционное обучение врачей оказанию скорой и неотложной медицинской помощи при критических для жизни пациента состояниях

Автор(ы): Конончук С.Н., Абельская И.С., Артюшевская О.А., Евтушенко С.В., Курицкая А.В., Болонкин Л.С., Чечик Н.М., Борушко О.С.

Город: Минск

Учреждение: ГУ "Республиканский клинический медицинский центр" Управления делами Президента Республики Беларусь

Актуальность

В рутинной работе врачей догоспитального звена и врачей общесоматических отделений развитие критических для жизни пациента состояний является чаще редкостью и неожиданностью, в связи с чем необходимость в оказании профессиональной реанимационной помощи возникает спонтанно и с потерей драгоценного времени. Конечно с одной стороны, традиционное практическое обучение врачей невозможно заменить симуляционным, однако с другой – отработка практических и теоретических навыков оказания врачебной медицинской помощи при критических и неотложных состояниях непосредственно на пациенте недопустима и некорректна, особенно доведение до мастерства выполнения сердечно-лёгочной реанимации. Поэтому в настоящее время применим целый ряд методов обучения практическим и теоретически навыкам и умениям в высокореалистичной симуляционной среде.

Цель

Повысить качество постдипломной практической подготовки врачей в оказании реанимационной помощи и интенсивной терапии при критических для жизни пациента состояниях.

Материалы и методы

В рамках пилотного проекта «Современная медицина в регионы» инициативно специалистами государственного образования «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента разработаны программы постдипломного повышения квалификации для специалистов с высшим медицинским образованием. С 09.2021 г. по 08.2023 г. в симуляционном центре прошли обучение практикующие врачи различных специальностей (выездных бригад скорой медицинской помощи, врачи общей практики, врачи терапевтического и хирургического профиля) по следующим программам: «Анафилаксия» (8 часов) – 132 курсанта, «Медицина критических состояний» (16 часов) – 75 человек, «Принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях» (40 часов) – 8 курсантов. Для высокой эффективности получения теоретических и практических знаний и навыков формировались группы численностью от 4 до 8 курсантов. Учебные занятия были основаны на принципе «увидеть, сделать, научить» и состояли из лекций (10%) и практических занятий (90%). Методы обучения заключались в разборе основных теоретических аспектов критических состояний и в практическом дебрифинге (психологическом, кризисном и аналитическом). Создавалась имитация и моделирование реальной окружающей среды: «на улице», «в поликлинике», «в приёмном отделении», «в общесоматическом отделении», «в реанимационном зале» обучение технике оказания интенсивной терапии и навыком реанимационных манипуляций на симуляторе, оттачивание технического мастерства проведения расширенных сердечно-лёгочных реанимационных мероприятий, с последующей самостоятельной работой на манекене и аналитическим разбором допущенных теоретических и практических ошибок. Средства обучения: трансляции видео и аудио изображения с возможностью проведения дебрифинга, презентационные и печатные материалы, учебное реанимационное оборудование – симулятор пункции центральных вен, пункции периферических вен, внутрикостного доступа, манекены-симуляторы «Аnne» Laerdal (Норвегия), «Hall» (США), устройства автоматические для сердечно-легочной реанимации ZOLL AutoPulse (США) и «Corpuls CPR» (Германия) и анкетные и оценочные листы.
По завершению симуляционного курса всем, прошедшим обучение, предоставляли для заполнения анонимную анкету, направленную на оценку качества учебного процесса, состоящую из 12 вопросов. Курсантам предлагали на основании полученного в процессе обучения клинического опыта оценить по 10-балльной шкале соответствие программы курса и уровня преподавания и учебного оснащения запросам практического здравоохранения, соответствие используемых моделей и оборудования реальной обстановке. Контроль качества и практической значимости пройденного обучения проводили по 3 показателям: степень удовлетворенности пройденным обучением (СУО), практическая значимость симуляционного обучения (ПЗ), качество обучения (КO). На основании данных анкетирования все показатели рассчитывали в процентах следующим образом: УО – отношение суммы баллов всех пунктов анкеты × 10 к общему количеству всех вопросов, ПЗ – отношение суммы баллов 7-го и 8-го пунктов анкеты × 10 к цифре 2, КО – отношение суммы баллов с 9-го по 12-й пункты анкеты × 10 и цифры 4. Целевое значение показателей УО, ПЗ и КО было принято – 80%.

Результаты

Большинство курсантов, прошедших программы симуляционного обучения, отметили прогресс в освоении теоретических и практических навыков, новизну и актуальность полученной информации, приближенность симуляционных тренингов к реалистичным условиям своей повседневной работы. Реализовать свою потребность в обучении удалось 91,1% врачей. Степень удовлетворенности полученных навыков у курсантов составила 88,5%, практическая значимость – 84,3%, качество обучения – 92,3%.

Выводы

1. Высокореалистичное симуляционное обучение позволяет практикующим врачам не только освежить теоретическую и практическую память, приобретённую на этапе получения высшего медицинского образования, но и узнать современные подходы оказания медицинской помощи при критических для жизни пациента состояниях, усовершенствовать свои коммуникативное и профессиональное мастерство и поднять самооценку.
2. На основании анонимного анкетирования высокие результаты показателей удовлетворенности полученных навыков курсантами, качества и практической значимости симуляционного обучения позволяют судить о достаточно структурированной организации осуществляемого учебного процесса, эффективной профессиональной работе преподавателей и о заинтересованности и мотивации слушателей в усовершенствовании знаний и мануальных навыков.
3. С учётом обновления нормативно-правовой базы, модернизации современного оборудования, а также отсутствия возможностей проведения симуляционного обучения на районном уровне (дороговизна манекенов) проводимые согласно пилотному проекту «Современная медицина в регионы» на базе симуляционного центра ГУ «РКМЦ» Управления делами Президента Республики Беларусь образовательные программы позволяют приблизить практическое обучение к врачу-специалисту районного уровня.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Сергей Конончук

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: