Автор(ы): Горох О.В., Куракина М.Ф., Ронжина Н.А.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: ПИМУ
Актуальность
Внезапная остановка сердца по- прежнему является основной причиной смертности населения в странах с высоким и средне-высоким уровнем доходов населения. Усилия многих медицинских организаций направлены на разработку эффективных масштабных образовательных технологий, позволяющих вовлекать в процесс формирования навыков первой помощи широких масс населения различного возраста. Согласно исследованиям, реальные показатели готовности жителей, в том числе школьников, Российской Федерации к оказанию первой помощи и частота ее проведения невысоки, что указывает на необходимость оптимизации системы обучения в данной области медицинской помощи. Примером масштабного социального проекта по обучению методам сердечно-легочной реанимации является проект «Запусти сердце», в рамках которого были проведены мастер-классы обучения школьников реанимационным мероприятиям.
Цель
Определить возможные механизмы организации и реализации обучения оказанию первой помощи в рамках социальных образовательных проектов.
Материалы и методы
За основу был выбран социальный проект обучения населения методам СЛР «Запусти сердце». Целевая аудитория проекта- учащиеся 8 – 10 классов школ г. Нижний Новгорода. Всего было обучено 120 человек. Была выбрана поэтапная реализация проекта.
Iэтап: определение целевой аудитории и ее заинтересованности в обучении. II этап: формирование команды проекта. Важным явилось распределение компетенций участников команды. Организацию проекта осуществляли студенты НИУ ВШЭ направления «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», медицинско-образовательную часть осуществляли студенты «Волонтеры-медики» ПИМУ, поддержка проекта –партнерское взаимодействие с РОСОМЕД. III этап: обучение студентов ВШЭ методам СЛР и разработка критериев эффективности проекта (анкеты «Актуальность» и «Обратная связь», заполняемые до и после мероприятия). IV этап: проведение мастер-класса одновременно для 70 и 50 человек (теоретическая часть и практический навык-выполнение компрессий).
Результаты
По результатам опроса выяснилось, что 50% школьников изучали алгоритмы реанимации в рамках школьного курса ОБЖ без проведения практического занятия, у 36,4% респондентов данная тема не была включена в школьную программу.
Члены команды проекта- студенты ВШЭ прошли обучение базовой сердечно-легочной реанимации в полном объеме на базе МАСЦ ПИМУ с использованием тренажеров для СЛР с компьютерной оценкой результатов. После цикла обучения студенты-менеджеры выполняли реанимацию с 97- 100% эффективностью в отличии от исходных 40% эффективности.
В результате проведенного мастер-класса более 80% участников оценили теоретическую и практическую части на 5 баллов из 5 возможных, остались довольны работой волонтеров (78,1% и 79,7%, 87,5% соответственно). Обучаемые отметили высокую организацию мероприятия, поставив 5 баллов из 5 возможных в 83% опрошенных.
Обсуждение
На первом этапе реализации проекта выбор целевой аудитории был обусловлен не только рекомендациями ВОЗ обучать методам реанимации детей с 12 или меньше лет, но и учитывалась теоретическая готовность школьников к освоению методов СЛР, отсутствие возможности практического освоения навыков, а также то, что школьники среднего и старшего звена способны осознанно воспринимать важную информацию и физически выполнить необходимые действия.
На II этапе проекта результативное обучение методами сердечно-легочной реанимации студентов ВШЭ сделало возможным их полноценное участие в качестве мастеров –наставников в обучающей части проекта при проведении самого мастер-класса.
Важно отметить, что об эффективности данной модели реализации социального проекта свидетельствует желание 85,9% участников посетить данное мероприятие повторно.
Выводы
Для успешности социального обучающего проекта целесообразно распределение функциональных обязанностей членов команды на менеджерские и образовательно-медицинские соответственно профессиональным компетенциям. Данная дифференциация и партнерское взаимодействие позволяет оптимально использовать ресурс обучающих структур, участвующих в проекте.
Совместная командная работа менеджеров и медиков может быть одним из возможных вариантов успешной реализации образовательных социальных проектов.
Горох О.В., Ронжина Н.А., ПИМУ
Куракина М.Ф., НИУ ВШЭ
Ольга Горох
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.