Образовательные социальные проекты: возможные варианты реализации

Автор(ы): Горох О.В., Куракина М.Ф., Ронжина Н.А.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ПИМУ

Актуальность

Внезапная остановка сердца по- прежнему является основной причиной смертности населения в странах с высоким и средне-высоким уровнем доходов населения. Усилия многих медицинских организаций направлены на разработку эффективных масштабных образовательных технологий, позволяющих вовлекать в процесс формирования навыков первой помощи широких масс населения различного возраста. Согласно исследованиям, реальные показатели готовности жителей, в том числе школьников, Российской Федерации к оказанию первой помощи и частота ее проведения невысоки, что указывает на необходимость оптимизации системы обучения в данной области медицинской помощи. Примером масштабного социального проекта по обучению методам сердечно-легочной реанимации является проект «Запусти сердце», в рамках которого были проведены мастер-классы обучения школьников реанимационным мероприятиям.

Цель

Определить возможные механизмы организации и реализации обучения оказанию первой помощи в рамках социальных образовательных проектов.

Материалы и методы

За основу был выбран социальный проект обучения населения методам СЛР «Запусти сердце». Целевая аудитория проекта- учащиеся 8 – 10 классов школ г. Нижний Новгорода. Всего было обучено 120 человек. Была выбрана поэтапная реализация проекта.
Iэтап: определение целевой аудитории и ее заинтересованности в обучении. II этап: формирование команды проекта. Важным явилось распределение компетенций участников команды. Организацию проекта осуществляли студенты НИУ ВШЭ направления «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», медицинско-образовательную часть осуществляли студенты «Волонтеры-медики» ПИМУ, поддержка проекта –партнерское взаимодействие с РОСОМЕД. III этап: обучение студентов ВШЭ методам СЛР и разработка критериев эффективности проекта (анкеты «Актуальность» и «Обратная связь», заполняемые до и после мероприятия). IV этап: проведение мастер-класса одновременно для 70 и 50 человек (теоретическая часть и практический навык-выполнение компрессий).

Результаты

По результатам опроса выяснилось, что 50% школьников изучали алгоритмы реанимации в рамках школьного курса ОБЖ без проведения практического занятия, у 36,4% респондентов данная тема не была включена в школьную программу.
Члены команды проекта- студенты ВШЭ прошли обучение базовой сердечно-легочной реанимации в полном объеме на базе МАСЦ ПИМУ с использованием тренажеров для СЛР с компьютерной оценкой результатов. После цикла обучения студенты-менеджеры выполняли реанимацию с 97- 100% эффективностью в отличии от исходных 40% эффективности.
В результате проведенного мастер-класса более 80% участников оценили теоретическую и практическую части на 5 баллов из 5 возможных, остались довольны работой волонтеров (78,1% и 79,7%, 87,5% соответственно). Обучаемые отметили высокую организацию мероприятия, поставив 5 баллов из 5 возможных в 83% опрошенных.

Обсуждение

На первом этапе реализации проекта выбор целевой аудитории был обусловлен не только рекомендациями ВОЗ обучать методам реанимации детей с 12 или меньше лет, но и учитывалась теоретическая готовность школьников к освоению методов СЛР, отсутствие возможности практического освоения навыков, а также то, что школьники среднего и старшего звена способны осознанно воспринимать важную информацию и физически выполнить необходимые действия.
На II этапе проекта результативное обучение методами сердечно-легочной реанимации студентов ВШЭ сделало возможным их полноценное участие в качестве мастеров –наставников в обучающей части проекта при проведении самого мастер-класса.
Важно отметить, что об эффективности данной модели реализации социального проекта свидетельствует желание 85,9% участников посетить данное мероприятие повторно.

Выводы

Для успешности социального обучающего проекта целесообразно распределение функциональных обязанностей членов команды на менеджерские и образовательно-медицинские соответственно профессиональным компетенциям. Данная дифференциация и партнерское взаимодействие позволяет оптимально использовать ресурс обучающих структур, участвующих в проекте.
Совместная командная работа менеджеров и медиков может быть одним из возможных вариантов успешной реализации образовательных социальных проектов.

Горох О.В., Ронжина Н.А., ПИМУ
Куракина М.Ф., НИУ ВШЭ

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ольга Горох

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: