Автор(ы): Горецкая А.О., Шевцова Ю.А., Болтач А.В.
Город: Гродно
Учреждение: УО " Гродненский государственный медицинский университет"
Актуальность
Симуляция (имитация, моделирование) — это способ, который имитирует выполнение настоящих экспериментов, опытов, воспроизводит существующие особенности реального мира в интерактивном режиме. Итоги статистики показывают, что количество смертей по причине ошибок медицинских работников выше количества смертей от рака и СПИДа вместе взятых .Одним из ведущих биоэтических основ, преподаваемых всем медикам во всем мире, считается принцип «primum non nocere» или «не навреди». Впрочем, неизбежно, что учащиеся, ординаторы и молодые врачи временами по причине собственной неопытности наносят урон здоровью больных. Симуляция предполагает собой инноваторские подходы в медицинском образовании, при котором учащиеся и врачи имеют все шансы практиковать собственные медицинские умения и способности, дабы приготовиться к работе в поликлиниках и стационарах без риска для здоровья больных.
Цель
Изучить роль симуляционного обучения в формировании практических навыков у студентов медицинских университетов.
Результаты
В медицинской области истоки симуляционных технологий возможно отыскать в античности, когда модели больных конструировались из камней и глины для презентации клинических симптомов болезней и их влияния на человека. В XVIII веке, Анжелика де Кюдрэ, вошедшая в историю как Мадам дю Кудрэ, придумала первый акушерский манекен – фантом, который позволил научить молодых врачей способам родовспоможения, что привело к понижению статистики материнской и детской смертностей в свое время. Впоследствии эта разработка стала знаменитой во всей Европе. В 1758 году она была одобрена Французской Академией Хирургов в качестве учебного пособия. Для обучения анестезии первый компьютерный симулятор человека в полный рост был спроектирован в Университете Южной Калифорнии в середине шестидесятых. Вместе с тем, исторические данные показывают, что различные животные применялись для изучения хирургическим пособиям ещё со времён Средневековья и до сегодняшнего дня.Симуляционные технологии помогают студентам и практикующимся медикам отрабатывать манипуляции на манекенах и тренажерах, позволяющие проводить обучение in situ, используя настоящее медицинское оборудование. Благодаря использованию симуляционного обучения, студенты медицинских университетов обучаются уходу за пациентами, основам первой медицинской и врачебной помощи, а также комплексом необходимых реанимационных мероприятий и других практическим навыкам. В настоящее время в симуляционных центрах применяются техническое и материальное оснащение: тренажеры, манекены, виртуальные симуляторы, роботы-симуляторы пациентов и другие.
В Республике Беларусь применение симуляционных технологий приобрело особое значение в профессиональной подготовке студентов-медиков с 2013 года, когда в медицинских университетах страны начали активно создаваться лаборатории практического обучения. На момент написания статьи, в Республике Беларусь функционируют четыре симуляционных центров на базе медицинских университетов.
В Гродненском государственном медицинском университете симуляционное обучение получило полноценное развитие, и с этой целью Приказом Ректора №270/1 от 03.12.2012 г. было сформировано направление деятельности Лаборатории практического обучения. При реализации Государственной программы путем целенаправленного финансирования в Гродненском государственном медицинском университете, 8 февраля 2013 года создаётся первая в Республике Беларусь Лаборатория практического обучения.Начиная с сентября 2022 года, симуляционно-аттестационный центр начал работу с обновленным материальным обеспечением. В нем насчитывается более 300 единиц оборудования, из них более 30 – роботы-симуляторы и высокотехнологичные манекены. Целью создания симуляционно-аттестационного центра в Гродненском государственном медицинском университете являлось повышение качества практической подготовки врачей, клинических ординаторов с применением современных технологий, а также совершенствование процесса обучения.Задачами симуляционного центра являются разработка, утверждение и внедрение образовательных программ с использованием симуляционных технологий; подготовка и проведение аттестации студентов, врачей-интернов, а также организация непрерывного образовательного процесса по формированию и усовершенствованию профессиональных умений и навыков.
Выводы
Таким образом, медицинские учебные модели на основе симуляционных технологий являются незаменимым инструментом для обучения студентов-медиков и формирования их профессиональных компетенций. Преподаватели, используя на учебных занятиях симуляционное оборудование, обеспечивают отличную наглядность и дополнение к текстовому содержанию материалов занятий, что является гарантией эффективной подготовки студентов к будущей врачебной деятельности. Работа с подобными учебными моделями и тренажерами обеспечивает студентам определенный уровень уверенности в своих профессиональных навыках. Практикуясь и обучаясь на симуляторах, тренажерах или моделях медицинского пациента студенты-медики учатся практическим навыкам, которые в дальнейшем будут применяться при работе с реальными пациентами. Обучение с помощью симуляционных технологий обучения улучшает практический и учебный опыт студентов-медиков за счет создания условий работы с пациентом максимально приближенным к реальным.
В Республике Беларусь медицинское образование строится на изучении не только теоретических знаний, но и с обучением и отработкой практических навыков. Усовершенствуется уровень практической подготовки студентов-медиков и практикующих врачей на базах симуляционно-аттестационных центров и медицинских учебных центров практической подготовки и симуляционного обучения. Приобретение новых тренажеров, роботов – симуляторов и другого оборудования указывает на всеобъемлющую поддержку государства на формирование качественной подготовки специалистов системы здравоохранения Республики Беларусь.
Ангелина Горецкая
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.