Современное медицинское образование и новое поколение студентов.

Автор(ы): Танишина Е.Н., Бахарев И.В., Танишин Е.С.

Город: Рязань

Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ И. П. Павлова Минздрава России

Актуальность

Z-поколению достаточно трудно сконцентрироваться на одной идее и удерживать ее в поле внимания продолжительное время, у них есть определенные особенности мышления - клиповое. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Поэтому для повышения эффективности передачи педагогом информации и улучшения восприятия ее учениками, совершенно необходимо искать новые пути работы.
Совершенно очевидно, что одной из важнейших проблем современного образования является недостаточный уровень владения компьютерными технологиями педагогами, которым необходимо не отставать от технического прогресса, уверенно и массово внедрять в разные фрагменты урока ИКТ-составляющую, где могут быть использованы компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.п., при этом соблюдать умеренность.
Безусловно, классический образовательный процесс никто и ничто не заменит, но, тем не менее, жизнь не стоит на месте и мы идем вперед.
Формирование познавательной активности, накопление знаний студентов медиков «Поколения Z» происходило в эру цифровых технологий, что оказало отрицательное влияние на их психофизические характеристики, критически важные в образовательном процессе. Так, например, цифровое поколение испытывает значительные трудности при концентрации внимания, не желает прилагать усилия для переработки информации, не способно воспринимать большие объемы информации, нацелено на получение «вознаграждения» в процессе обучения, быстро теряя интерес к предмету, если награда или бонус не предусмотрены или же не предоставляются в желаемом им объеме. Также, Z-поколение запоминает не саму информацию, а путь к ней.
Многих преподавателей волнует вопрос: «Как повысить вовлеченность медицинских студентов «Поколения Z» в образовательный процесс?».
Конечно, сегодня есть запрос на новые технологии, так как студенты приходят и видят, по их мнению, унылую атмосферу, которая не «зажигает». Это не значит, что надо «танцевать» перед студентами, но нужно быть для них интересным. Это способствует тому, что преподаватель - источник знания, станет вызывать уважение и желание подражать, а это психологически необходимый фундамент для любого обучения.

Цель

Актуализировать академическую систему современного медицинского образования для нового поколения студентов.

Материалы и методы

Чтобы повысить эффективность обучения, учитывая особые запросы Z-поколения студентов и специфические черты эпохи, можно было бы предложить использование следующих технологий:
1) На лекциях переходить к диалогу и интерактиву (использование триггеров и анимаций в презентации, отсыл на ресурсы мгновенной обратной связи через QR код);
2) Обучение через медицинские тренажеры и симуляторы;
3) Обучение через интерактивные аудиовизуальные тесты;
4) Обучение через погружение в игровой мир.

Результаты

Какие результаты дают «гибкие» методы в обучении?
- повышают навыки самообразования и саморазвития;
- улучшают мотивацию к обучению;
- развивают умение делать осознанный выбор в профессии;
- дают опыт успешного взаимодействия с другими;
- развивают навыки общения и умение коммуницировать.

Обсуждение

Вот новые правила, которые преподавателям можно применять в обучении студента медицинского вуза:
1. Мыслите диджитально. Люди Z привыкли использовать технологии с рождения, и на занятиях хотят получать быстрый доступ к нужной информации. Преподаватель на своей странице в соцсети или в общем чате может порекомендовать студентам посмотреть что-то интересное по своему предмету.
2. Делите и структурируйте. Длинные лекции - не лучший формат для поколения Z, которое привыкло отвлекаться на соцсети и работать в режиме многозадачности. Разделение задачи на сегменты увеличивает вовлеченность обучающихся. Делите двухчасовую лекцию на четыре небольших интервала по 30 минут. Можно чередовать активный диалог и лекцию - начните занятие с десятиминутного разговора, потом дайте задание, а затем опять пообщайтесь.
3. Используйте инфографику. Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками. Используйте их визуальное восприятие и представляйте информацию в формате диджитал-инфографики, добавляйте в занятия видео.
4. Пересмотрите коммуникации. Поколение Z считает e-mail формальностью и ждет моментальные ответы на свои сообщения. Используйте мессенджеры и видеосвязь для коммуникации - общайтесь вне занятий.
5. Организовать формат обучения, доступный в первую очередь на смартфонах. Дайте возможность учиться в любом месте.
6. Давайте обратную связь. Поощряйте студентов, аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета.
7. Награждайте часто. Поддерживайте и мотивируйте очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.
8. Ставьте перед студентами конкретные задачи, четко формулируйте. Z-молодежь страдает расфокусом внимания - они могут взяться за многое, но сделать не в полном объеме.
9. Не вступайте в острые конфликты. Они любят отстаивать свою точку зрения и иногда делают это резко. Им сложно сразу воспринимать незнакомых людей как высококлассных профессионалов. Авторитет «зетовцев» лучше завоевывать маленькими шагами.
10. Использование геймификации зажигает дух соперничества и делает учебу увлекательной.
12. Учитывайте Twitter-эффект. Масштаб любой работы уменьшается. Студент просто не понимает, зачем долго говорить, если можно произнести пару ключевых фраз. Поколение Z хочет жить быстро.

Выводы

Чтобы воплотить вышеуказанные образовательные технологии, потребуется воспитать новое поколение активных преподавателей.
При обучении Z-поколения стоит помнить, что это поколение, которое не только испытает, но и будет пользоваться в обычной жизни нанотехнологиями, трехмерной печатью и беспилотными автомобилями. Они с легкостью осваивают технологии и не представляют мир без digital. Поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Елена Танишина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: