Автор(ы): В.Н. Павлов, О.В. Галимов, Р.С. Суфияров, И.Н. Сафин.
Город: Уфа
Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ.
Актуальность
Важная особенностью симуляционной подготовки студентов старших курсов и клинических ординаторов по хирургии является то, что она даёт возможность в короткие сроки отточить навыки и умения в условиях нашего центра используя современные симуляторы и тренажеры совместно с подготовкой презентаций и проведений брифингов. Каждое занятие посвящено одной теме.
Создание имитационных ситуаций во время проведения занятий в условиях симуляционного центра дает возможность студентам оттачивать навыки при оказании ими экстренной и неотложной медицинской помощи. Также мотивирует студента повышать свой теоретический уровень. Уникальность такой подготовки даёт возможность многократно отрабатывать действия на те их на тех или иных станциях, в зависимости от темы занятия. Это даёт в будущем значительно повысит качество оказания медицинской помощи.
Цель
Оценить эффективность обучения и профессиональной подготовки студентов старших курсов и клинических ординаторов по хирургии в условиях мультифункционального аккредитационно- симуляционного центра при комплексном использовании определённых симуляторов и теоретической подготовки.
Материалы и методы
При подготовке студентов старших курсов и клинических ординаторов по хирургии мы использовали шесть уровней реалистичности учебного процесса.
Первый уровень - визуально- вербальный. На этом уровне мы проводим презентации и семинарские занятия используя схематические и анатомические модели органов или фантомы различных органов.
Второй уровень- тактильный. Теоретические знания полученные во время практических занятий, лекций, семинаров находят применение во время освоения манипуляции на фантомах. Мы используем такие тренажеры как BOSS (Basic Open Surgical Skills), тренажер для имитации хирургических манипуляций, симулятор оценки наложения шва, виртуальный симулятор пальпации LivePulp.
Третий уровень- реактивный. На этом уровне используются манекены с простейшим ответом на действия обучающихся. Например, манекен- тренажер СЛР «Оживленная Анна» для отработки непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких начального уровня и симулятор пальпации (LivePulp).
Четвёртый уровень- автоматизированный. На данном этапе уже используются более сложные манекены, на которых возможна имитация нескольких параметров ответа. Также используются: манекен для диагностики абдоминальных заболеваний с возможностью проведения осмотра; манекен для демонстрации методики физикального обследования с возможностью имитации различных патологических состояний.
Пятый уровень- аппаратный. Повышается уровень реалистичности. Зал стилизован под операционную реальные размеры операционной. Используется симулятор виртуальной лапароскопический с аппаратным обеспечением «Тим сим», эндоскопические стойки OLIMPUS, наркозный аппарат SIESTA.
Роль стандартизованных пациентов в нашем случае выполняют сами студенты, находясь в роли «больного» или «пациента».
Шестой уровень- интерактивный. Данный уровень представлен курсом FLS- базовые эндохирургические навыки. Используется лапароскопический виртуальный симулятор (LapSim), настольная версия хирургического виртуального симулятора(LapSim), видеотренажёр «Смит», коробочный тренажёр 3-Dmed, симулятор виртуальной лапароскопический с аппаратным обеспечением «TeamSim». Нашими студентами выполняются такие операции как эндоскопическая холецистэктомия, эндоскопическая нефрэктомия и эндоскопическая сальпингэктомия.
Результаты
В результате подготовки студентов старших курсов на базе мультифункционального аккредитационно- симуляционного центра повысился уровень практической подготовки специалистов. Ординаторы и студенты старших курсов научились применять знания на практике и быстро действовать в угрожающих жизни ситуациях. Представленная форма подхода при подготовке хирургов положительно сказывается на формировании интереса к практике у молодых специалистов. Результаты подготовки наших студентов показывают удовлетворённость уровнем своих приобретенных навыков и глубиной теоретических знаний по хирургии. Далее при аккредитации по специальности мы фиксируем повышение способности применения ими своих умений в практической медицине.
Обсуждение
Принцип построения симуляционного курса подразумевает проведение занятий под руководством преподавателей причем акцент делается на самостоятельную работу после обсуждения темы занятия.
Наряду с выполнением собственно симуляционного задания дебрифинг является столь же важным компонентом методики симуляционного обучения. На каждом этапе мы со студентами проводим разборы различных моментов работы, анализ плюсов и минусов действий обучаемых и обсуждение приобретённого ими опыта. Выявляем слабые места студентов и ординаторов включая теоретические знания по разбираемым темам. При необходимости проводим корректировку выполнения тех или иных манипуляций, где были допущены неточности или ошибки. При необходимости, для каждого студента моделируются индивидуальные ситуации. После ряда тренингов и работы над ошибками у обучающихся формируется детальный подход к действиям в той или иной клинической ситуации.
Выводы
Данный подход в обучении играет важную роль в становлении специалиста. Используя клинический опыт в виртуальной среде без риска для пациента оценивается объективный уровень мастерства, которое достигается неограниченным числом повторов и отработки навыка. Отработка действий при редких и жизнеугрожающих состояниях, когда часть функции преподавателя берёт на себя виртуальный тренажёр в последующем снижает стресс при первых самостоятельных манипуляциях. Использование данного подхода при обучении в студентов старших курсов и клинических ординаторов позволило увеличить качество знаний студентов в вопросах оказания хирургической помощи и увеличить процент правильного их практического применения.
Rinat Sufiyarov
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.