Из опыта проведения симуляционного курса по неотложным состояниям

Автор(ы): Аубакирова Д.Н, Шмаков А.С., Мухаметжанова Р.А., Нурекешова Р.Ж.

Город: Караганда, Республика Казахстан

Учреждение: НАО МУК, ЦСОТ

Актуальность

Современные требования к проведению учебного процесса в медицинском образовании требуют внедрения инновационных методов. В учебную программу 5 курса специальности «Общая медицина» в компонент обязательных дисциплин включен «Симуляционный курс по неотложным состояниям», который включает 9 занятий по следующим темам: непроходимость верхних дыхательных путей, комы, гипертонические кризы с привлечением стандартизированных пациентов, внебольничные роды, анафилактический шок, острый коронарный синдром (ОКС) и аритмии, раны, переломы конечностей и изучение техники первичной хирургической обработки (ПХО), а также расширенная сердечно-легочной реанимация (СЛР) у детей и взрослых. По завершении симуляционного курса проводится оценка знаний и навыков по методике «Территория неотложных состояний» и итоговый контроль с применением объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). С целью определения эффективности обучения данной дисциплины студенты проходят онлайн анкетирование.

Цель

Цель исследования - изучить эффективность дисциплины «Симуляционный курс по неотложным состояниям» по результатам обратной связи студентов.

Материалы и методы

Для оценки эффективности проведения симуляционного обучения и удовлетворенности студентов методами обучения и преподавания была использована анкета, состоящая из 29 вопросов. Анкета охватывает 3 основных блока оценки качества проведения симуляционного курса: удовлетворённость студентов качеством проведения занятий тренерами практического обучения, оценка подготовки оборудования учебных классов тематическим оснащением и самооценка студентов.

Результаты

На вопрос «Укажите навыки, которыми овладели за время обучения лучше всего» студенты ответили следующим образом: оказание неотложной помощи при непроходимости верхних дыхательных путей – 32%, оказание неотложной помощи при анафилактическом шоке – 29,5%, оказание неотложной помощи при ОКС и аритмиях – 19,2%, оказание неотложной помощи при ранах и переломах конечностей – 17,9%, оказание неотложной помощи при комах и гипертоническом кризе – 9%, оказание неотложной помощи при внебольничных родах – 7,7%, СЛР – 5,1%.
На вопрос «Укажите навыки, которыми Вы владеете, по Вашему мнению, неудовлетворительно» получили следующие ответы: студентов, которые не испытали трудности при усвоении навыков – 25,6%, оказание неотложной помощи при комах – 24,4%, оказание неотложной помощи при внебольничных родах – 11,5%, оказание неотложной помощи при гипертонических кризах – 10,3%, оказание неотложной помощи при непроходимости верхних дыхательных путей и ОКС, аритмии – 7,7%, оказание неотложной помощи при анафилактическом шоке – 6,4%, оказание неотложной помощи при ранах и переломы конечностей - 2,6%. На вопрос «Укажите навыки, которыми Вы не смогли обучиться во время работы в клинике из-за отсутствия тематических больных, оборудования и т.п.» 34,6 % респондентов не имели трудности при овладении навыками, 17,9% респондентов имели трудности во время оказания неотложной помощи при комах, 16,7% - оказание неотложной помощи при гипертоническом кризе, 14,1% – считают, что не было возможности продемонстрировать навыки владения в клинике из-за отсутствия тематических больных. На вопрос «Я считаю, что во время обучения в ЦСОТ, у тренера было желание научить меня клиническим навыкам» студенты ответили следующим образом: 69,2% согласны с данным утверждением, 11,7% ответили отрицательно.
На вопрос «Я считаю, что на протяжении всего курса обучался навыкам под непосредственным контролем и наставничеством тренера» 70,5% респондентов удовлетворены контролем и качеством преподавания, а 11,5% оценили участие тренера отрицательно. Студенты придерживаются мнения, что в университете созданы все условия для развития своих способностей. Это касается не только качества преподавания в симуляционном центре, но также образовательная среда, удобство аудиторий, наличии Интернета и возможности правильно распределять свое время, как для учебы, так и для самосовершенствования освоенных практических и клинических навыков.

Обсуждение

Полученные результаты анкетирования способствуют определению слабых и сильных сторон в методах преподавания дисциплины «Симуляционный курс по неотложным состояниям», а также позволяет внести коррективы в методику преподавания с целью обеспечения качества образования и улучшения освоения студентами практических и клинических навыков.

Выводы

Таким образом, на эффективность программы обучения по дисциплине «Симуляционный курс по неотложным состояниям» влияют следующие факторы: компетентность тренера, обязательное сопровождение студентов в процессе освоения практических навыков, своевременная обратная связь с обсуждением сильных и слабых сторон для дальнейшего планирования улучшения практических навыков посредством самостоятельной работы студентов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Дана Аубакирова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: