Автор(ы): Плотоненко З.А., Невская Н.А., Сенькевич О.А.
Город: Хабаровск
Учреждение: ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России
Актуальность
педагогический прагматизм, отраженный в умении рационально использовать учебное время в решении задач образования, воспитания, развития, предполагает высокий уровень профессионально‐компетентностного развития самого преподавателя и учебного процесса организованного им. Изменившиеся подходы в образовании по специальности "неонатология" существенно повысили уровень подготовки по данному направлению в манипуляциях и технике. Это, в свою очередь, определяет актуальную необходимость использования синергетических процессов, эффектов для успешного функционирования и развития дидактической системы в частности и всего образовательного процесса в целом. Нужно отметить, что раскрытие сущности, установление видов синергетического эффекта, выявление критериев, факторов их проявления стимулируют преподавателя более детально и всесторонне рассматривать и находить оптимальные возможности результативного управления образовательным процессом и его организации.
Одним из ключевых патогенетически обоснованных, широко применяемых и доказавших свою бесспорную эффективность в отношении улучшения выживаемости и снижения заболеваемости недоношенных детей во всем мире методов является заместительная терапия экзогенным сурфактантом (Буров А.А., Ионов О.В. и соавт., 2023 г). Относительно недавно в неонатальной практике появился еще один малоинвазивный метод введения сурфактанта LISA (Less Invasive Surfactant Administration или LISA - менее инвазивное введение сурфактанта), который предполагает доставку препарата сурфактанта в дыхательные пути через тонкий катетер, введенный в трахею новорожденного посредствам прямой ларингоскопии, на фоне непрерывного проведения СРАР (Национальное руководство по неонатологии, 2023 г.). "Малоинвазивное" введение сурфактанта является, с одной стороны, современным методом стабилизации дыхательной системы недоношенного новорожденного, с другой стороны - метод может быть рекомендован к практическому применению только исключительно после прохождения специального обучения и приобретения данной компетенции специалистом на базе симуляционного центра. Этот метод позволяет избежать интубации трахеи, снизить потребность в проведении инвазивной ИВЛ и, как следствие, минимизировать ИВЛ-ассоциированное повреждение легких. В клинических рекомендациях "Ведение новорожденных с респираторным дистресс-синдромом» (2018) указано, что использование этого метода введения сурфактанта рекомендуется после отработки навыка на манекене. "Малоинвазивное" введение сурфактанта за годы своего существования не стало приоритетным способом введения, несмотря на свои преимущества для более физиологической стабилизации новорожденного.
Цель
внедрить синергетический эффект в образовательный процесс при освоении технологии "малоинвазивного" введения сурфактанта для усиления понимания физиологической обоснованности данного метода введения, наглядной демонстрации его преимуществ и возможных осложнений.
Материалы и методы
объектом исследования выступила трансформация обучения методики "малоинвазивного" введения сурфактанта за счет последовательного использования симуляторов - недоношенного новорожденного со сроком гестации 25 недель и массой тела 435 гр - Premature Anne и робота-симулятора Крошка ЛюСи (симулятор легких для младенца LuSi) в рамках цикла дополнительного профессионального образования "Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения» (на базе обучающего симуляционного центра)", при подготовке ординаторов второго года обучения по специальности "неонатология". С 2019 по 2022 год обучение проводилось только с использованием робота-симулятора Premature Anne, с 2022 года для усиления понимания метода и осознанного его применения внедрена последовательная работа на Premature Anne и симуляторе легких для младенца LuSi. На недоношенном новорожденном со сроком гестации 25 недель и массой тела 435 гр Premature Anne обучающиеся осваивают техническую сторону метода - последовательность действий, использование оборудования, расходного материала, а затем на симуляторе легких для младенца LuSi имеют возможность оценить механику дыхания недоношенного ребенка до и после введения сурфактанта "малоинвазивным" способом.
Результаты
последние два года обучения на базе Федерального аккредитационного центра ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» — это период комбинированного использования различной степени реалистичности тренажеров и симуляторов, с обязательной автоматической обратной связью - демонстрирует повышение уровня практической подготовки. На примере отдельной технологии "малоинвазивного" введения сурфактанта удалось наглядно увидеть положительный синергетический эффект. Обучающиеся быстрее и легче выполняли техническую часть данной технологии, после того, как увидели непосредственно особенности работы дыхания на фоне разных методов заместительной сурфактантной терапии.
Выводы
внедрение синергетического эффекта в освоение технологии "малоинвазивного" введения сурфактанта для понимания физиологической основы метода введения сурфактанта, наглядной демонстрации его преимуществ и возможных осложнений - это грамотная и современная комбинация методов обучения узких специалистов специфическим профессиональным технологиям.
Зинаида Плотоненко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.