Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В., Назаренко М.Л.
Город: Белгород
Учреждение: НИУ "БелГУ"
Актуальность
Важную роль в профессиональном развитии врача-стоматолога играют не только качественная теоретическая подготовка и владение специфическими практическими навыками, но и soft- и selfskills. Для их совершенствования существуют различные методики, однако оценка их результативности в современных литературных источниках представлена недостаточно и нуждается в уточнении.
Цель
Цель работы - изучение динамики развития soft- и selfskills врача-стоматолога после использования традиционных лекций и обучения на фабрике процессов «Первичная аккредитация».
Материалы и методы
Проанкетированы выпускники направления «Стоматология» медицинского института (группа I - 25 человек, получивших информацию про софт- и селф- навыки на традиционной лекции, группа II - 25 лиц, прошедших обучение на фабрике процессов «Первичная аккредитация»). Их просили оценить уровень ряда софт- и селф-скилов до обучения и через неделю после него. Оценку проводили по шкале от 1 до 10, низким уровнем владения навыком считали показатели до 4 баллов, средним – от 5 до 7, высоки – больше 8. Для оценки достоверности различий применяли метод Стьюдента, для оценки влияния метода обучения на формирование навыков - отношение шансов (ОШ).
Результаты
Уровень критического мышления анкетируемые в двух группах до и после обучения оценивали на 5,28±0,29 и 5,96±0,23; умение выполнять рутинную работу – на 6,44±0,22 и 6,56±0,24; свою ориентацию на результат – на 7,04±0,25 и 7,08±0,22 и умение разрешать конфликты – на 6,16±0,22 и 6,47±0,20 баллов соответственно. Это же было характерно и для ряда selfskills - навык управления эмоциями респонденты оценивали на 6,08±0,22 и 6,32±0,20, а навык заботы о себе – на 7,04±0,23 и 7,28±0,20 баллов. Оценка навыка по принятию критики не отличалась изначально перед обучение в двух группах и составляла до обучения 6,72±0,24 балла, зато после фабрики процессов ее величина была больше, чем после рекомендаций в лекционном материале через неделю после обучения (6,88±0,22 против 7,76±0,20; p < 0,05 соответственно). Сходные данные были получены в отношении таких показателей, как коммуникабельность (6,56±0,24 до обучения, в динамике - 6,80±0,25 против 8,04±0,22; p<0,05) положительная динамика при оценке таких навыков, как саморазвитие (6,00±0,24 до обучения, в динамике - 6,80±0,25 против 8,56±0,22) и самоорганизация (7,04±0,23 до обучения, в динамике - 7,28±0,36 против 8,16±0,22).
Расчет величины отношения шансов показал, что участие в фабрике процессов «Первичная аккредитация» в 4,3 раза повышает вероятность увеличения уровня оценки коммуникативных навыков со среднего до высокого уровня.
Обсуждение
Обучение на практике бережливому производству акцентирует внимание на «обучении на рабочем месте» и развивает навыки, в среде, максимально приближенной к реальности. Для врачей-стоматологов во многом это обеспечивалось не только сценарием фабрики, основанном на чек-листах ОСКЭ, но и высоким качеством симуляционного оборудования (Учебное симуляционное рабочее место врача-стоматолога «СтоматСИМ»). Обучающиеся отмечали, что опыт бережливого производства помогал им объяснять ход различных медицинских процедур пациентам, что повышало качество коммуникации, а также самоорганизацию в дальнейшем во время работы. Развитие навыков критического мышления и управления эмоциями, умения выполнять рутинную работу и разрешать конфликты, не ставились специальными задачами при проведении фабрики процессов, однако в ходе имитационной игры тренер неоднократно обращал внимание на их важность и при необходимости давал нужные рекомендации.
Выводы
Предложение выпускникам медицинских институтов дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, содержащих не только лекционный материал, но и деловые игры по формированию соответствующих soft- и selfskills будет способствовать разностороннему профессиональному развитию медицинских кадров.
.
Андрей Нагорный
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.