Автор(ы): Шарафутдинова А.Я., Гатиятуллина Л. Л., Булатов С.А.
Город: Казань
Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Актуальность
Несомненно, качество подготовки врачей должно отвечать требованиям системы здравоохранения и соответствовать высокому уровню подготовки, для оказания медицинской помощи надлежащего качества. Метод запрограммированной ошибки (ЗО) можно встретить в разных областях и используется для проверки знаний студентов. Применение данной методики в симуляционном обучении еще не исследовано.
Цель
Цель исследования заключается в обосновании целесообразности внедрения методики запрограммированной ошибки в освоении общих и профессиональных компетенций.
Материалы и методы
В качестве материала исследования мы использовали нормативные документы: стандарты медицинской помощи пациентам в работе медицинской сестры/брата (ГОСТ Р 1. 0 – 2012, ГОСТ Р 52623.3 – 2015). Методом исследования является собственный практический опыт внедрения методики ЗО.
Результаты
Методика была использована у 3 групп 2 курса лечебного факультета (всего около 90 чел.). Студенты заблаговременно ознакомлены со стандартом выполнения манипуляции. Запрограммированные ошибки вводились в демонстрационной части занятия. В ходе демонстрации допускалась ошибка в виде пропуска действия, нарушения последовательности выполнения отсутствующего в стандарте действия, неверное использование инструментов, материалов и т.д. Для более полного представления сути методики считаем необходимым представить некоторые запрограммированные ошибки , использованные в процессе эксперимента: вербальное общение с пациентом при измерении АД при том, что пациент при измерении АД не должен разговаривать, ошибки при венепункции, отсутствие идентификации пациента перед выполнением манипуляции, надевание крышки на иглу после инъекции, что увеличивает риск прокола и инфицирования и т. д. Результаты текущей аттестации показали более высокие результаты освоения тренингового курса по сравнению с группами, где методика не применялась. Было отмечено повышение внимания студентов за время проведения занятия, вовлеченность в процесс обучения и увеличение желания приобретения знаний.
Обсуждение
Представляется возможным дальнейшее применение методики с расширением области применения, разработкой пакета практически значимых запрограммированных ошибок. Методика фокусирует внимание на возможных и распространенных ошибках при выполнении манипуляций, минимизировать их в последующем в собственной практической деятельности. Одновременно, благодаря тому, что работа проводится на симуляторах, фантомах и муляжах, ошибку можно воспроизвести без вреда для настоящего пациента, а также их можно обсудить, исправить, сократить время выполнения и т.д. Таким образом, можно отметить, что методика ЗО позволяет повысить качество учебного процесса.
Выводы
Благодаря методике запрограммированной ошибки активизируется внимание студента, исключается монотонность изложения и повышается качество выполнения манипуляций.
Анфиса Шарафутдинова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.