Автор(ы): М.В. Гороховский
Город: Хабаровск
Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России
Актуальность
Формирование студенческих кружков, обществ, команд является одной из наиболее востребованных форм внеаудиторной организации студентов.
Так с 2014 года студенческая хирургическая сборная ДВГМУ (далее – сборная) является участником и регулярным призером финала всероссийской олимпиады по хирургии имени Перельмана. На ее примере замечено, что студенты, занятые в вышеупомянутой команде, раньше сокурсников определяются с дальнейшей врачебной специальностью и еще во время обучения начинают приобретать необходимые для нее знания и навыки.
В контексте исследования интерес представляли зависимость уровня мотивации студентов к приобретению первичных специализированных профессиональных знаний и навыков от их участия или неучастия в профессиональных студенческих сообществах.
Цель
Изучить влияние командообразования на мотивационные составляющие среди студентов хирургической сборной ДВГМУ.
Выявить причины снижения мотивации у студентов старших курсов находящихся в сборной.
Материалы и методы
В качестве исследование проводилось наблюдение, анкетирование, обработка и интерпретация данных полученных в ходе тестирования и анкетирования.
Методы психодиагностического исследования:
- Методика для изучения мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана);
- Методика тип мышления Резапкиной Г.В. для определения преобладающего типа мышления.
-Личный опросник.
Исследование проводилось в мае 2023 года. В нашем исследовании приняли участие 60 студентов ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России (далее ДВГМУ).
Из них 30 студентов с 1го по 6й курсы обучения специалитета принимающие участие в хирургической сборной, и 30 студентов специалитета с 1го по 6й курсы, не принимающие участия в хирургической сборной.
Внутри сборной студенты распределились по курсам следующим образом:
6й курс -6 человек, все более 4х лет участия в сборной
5й курс – 3 человека, из них один человек более 4х лет участия в сборной
4й курс – 8 человек из них 3 человека 3 года в сборной
3й курс – 5 человек
2й курс – 4 человека
1й курс – 4 человека.
Результаты
По результатам исследования было выявлено, что у студентов сборной преобладает и более высокий уровень предметно-действенного и наглядно - образного типа мышления по сравнению с их ровесниками, не задействованными в команде
При этом при изучении распределения выраженности предметно-действенного типа мышления по количеству лет нахождения в сборной высокий показатель выявлен только у студентов первых двух лет участия в команде, далее этот уровень развития снижается.
Исследование уровня положительной и отрицательной мотивации к профильной деятельности показало преобладание положительной мотивации среди студентов, принимающих участие в сборной, в соотношении среднего значения 22 к 12, и более низкий уровень отрицательной мотивации в соотношении 5 к 8.
Однако в исследовании обнаружилась интересная закономерность постепенного снижения положительной мотивации к профильной деятельности у студентов несколько лет участвующих в команде. От среденго значения 9 для студентов 1го года участия в сборной до значения от 4 до 1 у студентов принимающих участиях от 3х до 6 лет соответственно.
Обсуждение
Снижение мотивационных характеристик у студентов, принимающих участие более 3х лет в команде, особенно к старшим курсам по данным анкетирования связано со следующими факторами:
1)Высокая академическая нагрузка в сочетании с необходимостью подготовки к конкурсам по олимпиаде и их организацией перед региональным этапом занимает практически все свободное время студентов, особенно в период активной подготовки перед региональной олимпиадой и финалом в Москве.
2)Практически все студенты сборной после 3го курса дежурят в стационарах и на скорой помощи, что на фоне общей занятости так же приводит к накоплению усталости.
3)Участники сборной занимают место в хирургических бригадах по выбранным ими дисциплинам/специальностям (кардиохирургия, травматология и ортопедия, гинекология, урология и т.д.). Однако к старшим курсам у студентов нет уверенности в наличии мест в ординатуре по выбранной ими специальности.
4) Пропуск учебы в период региональной олимпиады и финала всероссийской олимпиады по хирургии в Москве приводит к большому количеству академических задолженностей, сдавать которые они вынуждены в предсессионый период наравне со студентами пропускавшими занятие без уважительных причин, что формирует к ним недружелюбное отношение некоторых преподавателей.
Выводы
Участие в хирургической сборной для студентов медицинского университета является дополнительным условием формирования положительной мотивации к профильной деятельности, в сравнении со студентами, не принимающими участия в команде. В то же время выявлены проблемные моменты в виде высокой нагрузки влияющей на снижение мотивации к профильной деятельности. Это требует вдумчивой организации общей нагрузки на студентов в сборной.
Михаил Гороховский
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.