ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТРЕНАЖЕРА «ТЬЮТОРМЕН» И ФАСИЛИТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ НАВЫКА

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Евлоева Р.М.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский Университет Караганды», Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

Приоритетом в подготовке специалистов здравоохранения является ранняя клиническая подготовка и достижение ими высокого уровня клинической компетентности. Клинические навыки овладеваются путем многократной отработки навыка и самостоятельного выполнения медицинских процедур и манипуляций до достижения высокой степени мастерства в условиях тренировочного центра. Преимущества ранней клинической направленности обучения заключается в том, что обучающиеся еще на начальном периоде учебного процесса утверждаются в своем призвании будущей профессии. С целью стимулирования профессиональной приверженности через раннее погружение в профессию в НАО «Медицинском университете Караганды» последние три года в образовательную программу специальности «Общая медицина» и «Стоматология» с 1 года обучения была внедрена дисциплина как симуляционный курс «Базовые медицинские манипуляции», в рамках которого студенты осваивают практические навыки «различные виды инъекций». Учебные занятия проводятся тренерами практических навыков симуляционного центра с применением тренажеров и манекенов, в том числе с применением интерактивной системы контроля выполнения медицинских манипуляций «ТЬЮТОРМЕН». Внутривенная инъекция является одним из основных навыков медицинских манипуляций и входит в перечень обязательных навыков, которыми должны обладать выпускники медицинского вуза, и при выполнении которого наиболее часто совершаются системные ошибки в реальной клинической практике. Предметом для исследования стало более глубокого изучение данного навыка в освоении студентами на начальном этапе обучения и результативность выполнения навыков на итоговом контроле.

Цель

Оценить влияние тренажера «ТЬЮТОРМЕН» и фасилитации преподавателя на развитие и эффективное освоение навыка внутривенная инъекция.

Материалы и методы

Материалами послужили оценочные листы и результаты анонимного анкетирования студентов 1 курса специальности «Общая медицина» и студентов 2 курса специальности «Стоматология». Объектами исследования явились студенты в количестве 109 человек, из них по специальности «Общая медицина» (ОМ) 53 человек, что составило 49% и «Стоматология» 56 человек, что составило 51%. Для исследования группы были распределены на следующие подгруппы: I группа – студенты ОМ (n=26), обучавшиеся с "ТЬЮТОРМЕН", II группа – студенты ОМ (n=27), обучавшиеся с преподавателем, III группа – студенты Стоматологии (n=28), обучавшиеся с «ТЬЮТОРМЕН», IV группа – студенты Стоматологии (n=28), обучавшиеся с преподавателем. В ходе исследования студенты в начале и после окончания занятия в течение 10 минут отвечали на тестовые вопросы по теме занятия «внутривенная инъекция». В исследовании использовались методы научного анализа, наблюдения и опросы объектов исследования.

Результаты

Результаты исследования показали, что студенты специальности «Общая медицина» и «Стоматология» имели равные условия для освоения навыка. Тестирование до начала тренировки навыка показало, что студенты имеют низкие знания алгоритма выполнения манипуляции, которые значительно увеличились после проведенного тренинга у студентов ОМ и Стоматологии на 25% и 18% соответственно. Результаты тестирования знаний студентов до и после освоения навыков, самостоятельно работавших с ТЬЮТОРМЕН выше, чем у студентов, работавших с тренером. Предполагается, что студенты, работающие самостоятельно надеются на свои силы и знания, повышается ответственность за результаты обучения. Студенты, работавшие в классе с тренером, больше надеялись на помощь преподавателя и проявили меньше ответственности за свои результаты обучения. Итоговый контроль занятия показывает одинаковые и достаточно высокие результаты. Однако, итоговый контроль ОСКЭ по завершению курса обучения показал, что у студентов, работавших с тренером более высокие результаты, чем у студентов, работавших самостоятельно с ТЬЮТОРМЕН, что свидетельствует об устойчивости знаний и навыков студентов, полученных при работе с преподавателем. Также это объясняет то, что во время занятия тренер стимулирует, мотивирует и уделяет больше внимания, подкрепляя психоэмоциональной поддержкой, ориентированной на личностные качества студентов, чего не-возможно получить при работе с автоматизированной системой обучения по алгоритму. Кроме этого, тренер во время занятия направляет студентов на навык постоянного самосовершенствования для закрепления навыка путем самостоятельного изучения на других ресурсах. При изучении обратной связи студентов были получены положительные отзывы как при самостоятельной работе с ТЬЮТОРМЕН, так и с тренером.

Обсуждение

Автоматизированные технологии для самостоятельного изучения хороши, однако результаты исследования показали, что знания, полученные с помощью интерактивных тренажеров имеют краткосрочный эффект по сравнению с преподавателем, который направляет на профессиональную приверженность, стимулирует познавательную активность, тренирует тактильные навыки, заставляет размышлять и понимать важность техники выполнения по алгоритму и возможные риски, которые необходимо избегать или исключать из практики. Все это заложено в методах обучения и преподавания в медицинском образовании с акцентом на развитие мягких навыков (soft skills), необходимых для фокусировки на личностных качествах обучающихся.

Выводы

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Современные симуляционные технологии вызывают большой интерес у студентов из-за отсутствия технофобии, поэтому самостоятельное изучение навыка на ТЬЮТОРМЕН дает студентам больше свободы в освоении манипуляций.
2. Роль и место преподавателя в освоении медицинских манипуляций имеет большое значение для долгосрочной устойчивости полученных знаний и навыков, который достигается путем использования soft skills, чего невозможно получить от тренажера.
3. Эффективное сочетание современных технологий в учебном процессе и эффективная фасилитация преподавателя способствуют более долгосрочному устойчивому закреплению полученных знаний и навыков.

Тема: Аккредитация, оценивание
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: