Автор(ы): Булатов С.А., Харисова Э.Х.
Город: Казань
Учреждение: ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска ответа на вопрос о выборе новых технологий, используемых в профессиональной подготовке врачей в свете возрастающего влияния цифровых технологий (Куликов С.Б. , 2023г.). В связи с чем подготовка будущих кадров в медицине постоянно модернизируется и остается открытым вопрос создания курса, способного не только настроить студента, но и правильно оценить его знания и умения.
Цель
Целью исследования являлось сравнение созданной мультимодальной программы обучения для подготовки студентов к предстоящей профессии с прежней методикой "Стандртизированный пациент".
Материалы и методы
Сотрудники кафедры симуляционных методов обучения Казанского ГМУ, совместно с ЛИРС Казанского федерального университета разработали обучающую компьютерную программу по работе студентов с электронной медицинской документацией. Для апробации программного обеспечения было выбрано две группы из 28 студентов 4 курса лечебного факультета Казанского ГМУ. За счет набора студентов из двух групп, проходящих учебную программу параллельно, была обеспечена однородность выборки - одинаковый возраст, социальный статус, теоретическая подготовка. Студенты были поделены рандомно на 2 части по 14 человек в каждой группе. В первую группу входили студенты, занимающиеся по стандартной схеме, во вторую – работающие с использованием электронной учебной историей болезни (ЭУИБ).Учитывая малую численность выборки, преследовались несколько задач: оценка динамики знаний студентов в обеих группах, определение удобства и функционала программы, а также пользу в дальнейшей работе. Для интерпретации результатов была использована стандартная программа Microsoft Office Excel версии 14. Иногда использованы значения медианы Me и двух квартилей (Q1;Q3) для выражения численных показателей.
Результаты
Процедура апробации была разделена на 3 этапа. На первом этапе все студенты проходили сводный тест, определялся срез знаний в среднем по группе и у каждого индивидуально. Сводный тест был составлен из рекомендованного тестового контроля клиническими кафедрами Казанского ГМУ. В первой группе студенты набрали 58 (51,1;67,1)баллов, в экспериментальной группе 70(65;78,8) баллов. На втором этапе студенты занимались с пациентами-актерами по методике СП и в дальнейшем заполняли историю болезни. Студенты 1 группы оформляли медицинскую карту вручную и получили следующие результаты: актеры оценили их работу на 92,5(90;95) баллов, учебная карта больного в среднем была оценена на 95 баллов. Студенты 2 группы работали за компьютером с ЭУИБ «Polyclinic» и получили следующие результаты: актеры оценили работу студентов выше на несколько баллов – 95 баллов и данные медицинской карты, заполненные вручную, были оценены на 93,5 (87,6; 95) балла. Отдельно можно учесть оценку, выставленную компьютером на основании соответствия студенческих ответов эталону решения, что в среднем составило 80,8 (76,1;98) балла. На третьем этапе проводилось повторное тестирование для оценки знаний в обеих группах на выходе. В первой группе результат оказался прежним и составил 58 (51,1; 66,0)балла, в экспериментальной группе возрос на 10 баллов до 80 (70; 88,7) балла. В данном случае, имеется положительная тенденция освоения материала.
Обсуждение
По мнению Макуриной А.С. развитие мультимодального подхода (ММП) в подготовке медицинских кадров с использованием виртуальных технологий позволит улучшить подготовку к будущей профессии (Макурина А.С. Особенности использования технологии виртуальной в медицинском образовании и VR-тренингах // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2023/article/2018032309"(дата обращения: 04.09.2023). Логично было бы предположить, что используемые модули должны быть взаимосвязаны между собой и каждый представлять из себя определенный источник информации, позволяющий обучаемому сделать шаг к решению проблемы. Как показывает анализ источников в доступной литературе, набор и виды модулей могут варьировать от простого описания ситуации до компьютерной игры. Казанский ГМУ также проводит исследования в данном направлении и вносит свою лепту. На базе центра практических умений уже 15 лет используется методика «стандартизированный пациент» (СП) в основе которой лежит работа с пациентом-актером (протокол SOAP). Эта аббревиатура означает процедуру проведения общеклинического обследования пациента, анализ полученной информации и план дальнейшего обследования и лечения. Данная методика доказала свою эффективность (Podder V, Lew V, Ghassemzadeh S. SOAP Notes. [Updated 2022 Aug 29]. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2023 Jan-. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK482263/). Вместе с тем, она может быть дополнена использованием цифровых информационных технологий. Выше изложен материал, показавший современный подход к оценке знаний и умений студента, так как совмещает в себе как объективную, так и субъективную составляющую.
Не смотря на заниженную оценку со стороны компьютера, стоит отметить две особенности. Оценка знаний студента с помощью программы «Polyclinic» объективна и является первой ступенью для ознакомления с процедурой экспертизы качества оказания медицинской помощи пациенту с определенной нозологией. При этом, заполненная ЭУИБ вручную оценивается лично преподавателем, что является дает возможность детально изучить последовательность мыслей будущего врача. И согласно листу пациента-актера, студенты из экспериментальной группы провели обследование лучше, чем студенты другой группы.
Выводы
Использование в процессе преподавания нескольких подходов позволит подготовить студента со всех сторон и дать персонализированную оценку его знаниям и умениям. В том числе в сравнении со стандартной методикой "Стандартизированный пациент" предложенная нами мультимодальная программа в лучшей степени готовит студента к предстоящей профессии и позволяет оценить его работу комплексно.
Энже Харисова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.