Оценка уровня освоения практического навыка «Оказание неотложной помощи при травмах конечностей»

Автор(ы): Кемелова Г.С., Идрисова Г.К., Исатаева Ж.С., Бакирова А.Б., Нурекешова Р.Ж.

Город: Караганда, Республика Казахстан

Учреждение: НАО Медицинский университет Караганды, Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

Оказание неотложной помощи при травмах конечностей является обязательным практическим и клиническим навыком в структуре образовательной программы подготовки специалистов здравоохранения. Для освоения данного навыка в программе додипломного образования созданы условия обучения в симуляционном центре. Обучение студентов практическим навыкам при травмах конечностей на манекенах-тренажерах формирует клиническую компетентность через освоение навыка и доведения до автоматизма путем многократного повторения алгоритма действий на манекенах и тренажерах. Учитывая, что освоение клинических и практических навыков в НАО «Медицинский университет Караганды» осуществляется по принципу спиралевидного развития компетенций с повышением уровня сложности в соответствии с курсом обучения, студенты обучившись алгоритму действий при травмах на младших курсах обучения должны продемонстрировать на старших курсах алгоритм оказания неотложной помощи при травмах в комплексе с другими алгоритмами, такие как коммуникативные навыки, техника выполнения сестринских медицинских манипуляций, транспортировка, маршрутизация пациента и т.п. Во время обучения в симуляционном центре применялись робот–манекены, тренажеры, симуляторы, транспортные стандартные шины и необходимые медицинские изделия, требуемые по алгоритму оказания неотложной помощи при травмах. Изучение «выживаемости» и устойчивости знаний и навыков студентов после прохождения обучения в условиях симуляционного центра явилось предметом данного исследования.

Цель

Оценить уровень освоения выполнения практических навыков при травме верхней и нижней конечностей у обучающихся специальности «Общая медицина»

Материалы и методы

Материалами исследования послужили учебный план 3 и 5 курсов обучения студентов специальности «Общая медицина», данные онлайн анкетирования обучающихся, включающий вопросы удовлетворенности создания условий для обучения в симуляционом центре и самооценка студентов по выполнению навыка. Также для анализа были использованы итоговые оценки по завершению учебного занятия и результаты Итоговой аттестации студентов по данным Группового Объективного Структурированного Клинического Экзамена (ГОСКЭ).

Результаты

В исследовании были анализированы результаты анкетирования 603 студентов 3 курса и результаты итогового контроля 585 обучающихся 5 курса специальности «Общая медицина». В ходе исследования сравнивали оценки на входе как начальный уровень знаний и умений студентов 3 курса и на выходе результаты обучающихся 5 курса, полученные на ГОСКЭ. На вопросы анкетирования студенты 3 курса ответили следующим образом: более чем у 70% обучающихся усилилось желание стать врачом и появилась уверенность в своих достигнутых результатах обучения, лишь 2% респондентов не были готовы приступить к самостоятельному выполнению алгоритма без наблюдения преподавателя. Среди опрошенных 76% респондентов удовлетворены контролем и качеством преподавания в симуляционном центре и созданными условиями для возможности многократного повторения навыков и доведения их до автоматизма с учетом персонального темпа и стиля обучения студентов под руководством тренера-преподавателя, который выступает в качестве ментора и тьютора. По ответам 82% респондентов обучение в симуляционном центре является неотъемлемой частью программы обучения и это не должно быть просто дополнением к программе. Средний балл обучающихся 3 курса по завершению учебного занятия составил 78%, а по завершению 5 курса обучения средний балл составил 88%, что подтверждает устойчивость знаний и навыков, подкрепляемый разборами клинических ситуаций в процессе обучения клинических дисциплин и возможностью спиралевидного уровня сложности повторения и закрепления компетенции в рамках самостоятельной работы студента в условиях симуляционного центра.

Обсуждение

Уровень освоения клинических и практических навыков по алгоритму «Оказание неотложной помощи при травмах конечностей» у студентов младших и старших курсов различный и соответствует уровню подготовки в соответствии с требуемыми компетенциями образовательной программы. Для устойчивости полученных знаний и навыков требуется неоднократное повторение клинических и практических навыков, что позволяет повышать уровень подготовленности к клинической практике и минимизации возможных клинических ошибок. Для стимулирования профессионализма и повышения уровня клинического мышления необходимо создание условий для обучающихся и тесное взаимодействие преподавателя в качестве тьютора, фасилитатора и ментора.

Выводы

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Уровень освоения выполнения практических навыков студентов специальности «Общая медицина» повышается по спиралевидному уровню сложности клинических ситуаций с учетом темпа и стиля обучения студентов.
2. Создание условий для обучающихся и тесное взаимодействие преподавателя в качестве ментора способствует стимулированию профессионализма, повышению уровня клинического мышления и устойчивости полученных знаний и навыков.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Жанар Исатаева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: