Автор(ы): Костюченко М.В., Ковалева Е.М., Логинова С.Д., Лосева В.В.
Город: Москва
Учреждение: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Актуальность
Орофарингеальный воздуховод – медицинское устройство, предназначенное для обеспечения и поддержания проходимости верхних дыхательных путей (ВДП). В настоящий момент орофарингеальный воздуховод как устройство для применения на догоспитальном этапе входит в комплектацию укладок для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым в неотложной форме, а также в аптечки первой помощи, применяемые военнослужащими. Тем не менее, его применение могло бы повысить эффективность искусственной вентиляции легких и в рамках базовой сердечно-легочной реанимации (БСЛР). Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2020 г. N 1080н допустимо дополнительное хранение в аптечке лекарственных средств и медицинских изделий для личного пользования. Так, актуальным видится рассмотрение возможности обучения студентов медицинских университетов технике установки орофарингеального воздуховода.
Цель
Разработать алгоритм обучения установке орофарингеального воздуховода для возможности подготовки студентов медицинских университетов к выполнению данной манипуляции.
Материалы и методы
Был проведен анализ актуальных рекомендаций по установке орофарингеального воздуховода, а также нормативных правовых актов, регламентирующих использование данного устройства.
Результаты
На догоспитальном этапе по современным рекомендациям по оказанию первой помощи в рамках БСЛР необходимо выполнение ИВЛ посредством использования метода «рот-устройство-рот». Однако в случаях, когда данная манипуляция неэффективна или в принципе невозможна, обеспечение и поддержание проходимости ВДП могло бы выполняться с использованием орофарингеального воздуховода. Данная методика сложна в выполнении – в среднем, даже при выполнении данной манипуляции обученным медицинским персоналом отмечается до 2% неудачных попыток. Обучение выполнению данной манипуляции проводят лишь 87% симуляционных центров, реализующих программы подготовки по специальности «Анестезиология–реаниматология». Так, на первом этапе начала обучения установке воздуховода видится необходимым включение в программу блока теоретического материала с достаточным наглядно-иллюстративным пособием с целью изучения базовых положений нормальной анатомии и физиологии. Второй этап обучения должен быть представлен подробной демонстрацией с комментированием и повторением техники установки воздуховода тьютором-преподавателем с использованием фантома «голова+торс» или тренажера для отработки интубации и установки воздуховодов. В качестве опорного пособия в рамках второго этапа может быть использован паспорт экзаменационной станции «Обеспечение проходимости ВДП» по специальности «Анестезиология-реаниматология». Третий этап – отработка изучаемого практического навыка обучающимися на тренажере под контролем тьютора-преподавателя с последующим разбором наиболее часто совершаемых ошибок. Четвертый этап – повторная демонстрация студентами техники установки воздуховода с учетом изученных ранее «групповых» ошибок и индивидуальной коррекцией техники тьютором.
Выводы
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что обучение установке орофарингеального воздуховода является актуальной задачей, т.к. это позволит повысить в определенных чрезвычайных ситуациях эффективность реанимационных мероприятий в рамках оказания первой помощи.
Марина Костюченко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.