Применение комбинированных методов в обучении по программам повышения квалификации врачей и фельдшеров СМП.

Автор(ы): Лигатюк П.В., Рудой А.А., Ковтун Д.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский Федеральный университет имени И.Канта

Актуальность

Современное повышение квалификации врачей/ фельдшеров СМП немыслимо без использования инновационных технологий, позволяющих в совокупности с традиционным образованием сформировать их высокую компетентность, соответствующую требованиям практики, обеспечить качество деятельности. Наиболее перспективные пути подготовки обучающихся в системе ДПО в медицинских вузах, сочетающих принципы проблемности и моделирования профессиональной деятельности, и, соответственно им, новые педагогические технологии: проблемно ориентированное обучение, командно-ориентированное обучение, обучение на основе клинического случая, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, обучение, основанное на симуляционных технологиях, проектно-ориентированное обучение.

Цель

активное внедрение современных образовательных технологии, комбинирование различных видов аудиторных занятий, применение дистанционных образовательных технологий, изменяя мотивировочную концепцию.

Материалы и методы

педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование слушателей ДПО, метод анализа клинического случая, метод симуляции реальной клинической ситуации на основе применения виртуальных тренажеров.
Центр непрерывного медицинского образования Балтийского федерального университета уже долгое время поддерживает тесную связь с МО Калининграда и Калининградской области. Подготовка курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации всегда проходит в тесной связи с заказчиками, используя традиционные и современные методы обучения. К традиционным методам относятся чтение лекций по соответствующей теме, проведение практических занятий. Среди современных методов можно выделить использование дистанционных образовательных технологий, симуляционных технологий, обучение, основанное на клиническом случае и т.д.
Основным способом традиционного обучения, применяемого при обучении по программам повышения квалификации «Расширенная сердечно-легочная реанимация в практике врача/фельдшера скорой медицинской помощи (с симуляционным курсом)», является объяснительно-иллюстративный. Для проведения итогового контроля сотрудниками Центра готовятся тестовые задания, которые ежегодно обновляются на 50% и более.
Получение теоретических знаний у слушателей не представляет больших сложностей - в их распоряжении большое количество книг, статей, лекций, видеоматериалов. Для практического обучения используются симуляторы и тренажеры, на которых можно симулировать реальную клиническую патологию, например, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, в том числе с помощью воздуховодов, ларингеальной трубки, ларингеальной маски, интубации трахеи методом прямой ларингоскопии и т.д. При неоднократном применении технологий симуляции реальной клинической ситуации у обучающихся нарабатываются умения физикального обследования больного, правильного оценивания той или иной клинической ситуации, что помогает им в дальнейшей их практике. Внесение элементов активной деятельности (симуляционного обучения) на занятиях повышает интерес и активизирует познавательную деятельность в отличие от статичных практических занятий типа «вопрос-ответ-оценка».
Преимуществами комбинированного обучения являются: рост успеваемости обучающихся, появление позитивного отношения к процессу обучения, укрепление долговременной памяти, появление концептуального мышления, мотивации в обучении, улучшение навыков решения проблем. При обучении обучающиеся получают не только знания, но и приобретают/совершенствуют профессиональные навыки, навыки коммуникаций. При этом преподаватель выполняет роль руководящего коллеги, который задает вопросы, поддерживает дискуссию, при необходимости направляет слушателей, т.е. выполняет роль диспетчера сотворчества обучающихся. Поскольку обучающийся принимает решение, основанное на суждении, - т.е. выбора, обусловленного как знаниями, так и накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. При этом опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Результаты

По окончании обучения нами было проведено анкетирование слушателей - 16 человек, по результатам которого было установлено, что 95,5% опрошенных отметили, что тематика программы повышения квалификации была актуальной и практически значимой, 86,4% опрошенных отметили, что совершенствованные навыки и умения были полезными, 84,1% - готовы участвовать в других программах ПК, построенных по такому же принципу, у 87,3% - появляется чувство уверенности при встрече с незнакомыми проблемами, 91,8% респондентов выразили пожелания проходить обучение по подобным программам ПК каждые 3 – 6 месяцев. Так же большая часть слушателей отметили навыки, по которым им хотелось бы пройти подобное обучение. Все эти данные были представлены руководству медицинской организации – заказчику, для анализа и дальнейшего принятия решения.

Выводы

Таким образом, применение комбинированного метода обучения, путем внедрения современных методов обучения слушателей Центра непрерывного медицинского образования БФУ им. И Канта, способствует улучшению освоения обучающимися клинических навыков, навыков работы в команде.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Рудой

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: