Как оценить эффективность симуляционного обучения в хирургии?

Автор(ы): Климаков А.В., Шабунин А.В., Логвинов Ю.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П.Боткина

Актуальность

Важной составляющей компетенций врачей хирургических специальностей является способность выполнять хирургические манипуляции (ХМ). Для развития умения выполнять ХМ безопасно для пациентов и врача применить обучение в симуляционных условиях (СО), с последующим переносом умения в реальную практику. СО также позволяет обучающимся (далее – Слушатели) многократно отрабатывать действия для достижения необходимого уровня умения. Конечной целью программ СО ХМ является формирование у врачей умения выполнять ХМ в практике на пациентах, с минимизацией риска ошибок со стороны врача. Однако эти цели достигаются не всегда: например, доля врачей, применивших после СО лапароскопический интракорпоральный шов (ИКШ) в реальной практике лапароскопических вмешательств (ЛВ), составляет от 44% до 72,2%. Этому способствуют стрессовые факторы, действующие в практике, а также недостаточный уровень приобретенного умения ХМ.
СО - это затратный метод обучения, поскольку используются материальные и кадровые ресурсы центров обучения, а в Слушатели в это время не выполняют свои врачебные функции. Возникает необходимость оценки эффективности (ОЭ) обучения для каждой обучающей программы СО. Эффективность обучения – это мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой
Целью ОЭ программ СО ХМ является повышение их эффективности, которая достигается путем усовершенствования подходов и методик обучения.
Существует несколько подходов как к оценке уровня умений врачей после обучения, так и результатов применения этих умений в практике. Требования к методам ОЭ изложены в 4-х уровневой модели Kirkpatrick D., которая предусматривает четыре уровня оценки:
1. реакция (эмоциональный уровень);
2. усвоение (уровень знаний и умений);
3. поведение (уровень умений в реальной практике);
4. результат (результат применения в практике знаний и умений, полученных во время обучения).
Согласно данной концепции, применение приобретенного умения на практике – важнейший показатель эффективности обучения; при этом важно оценивать результат для всей совокупности обучаемых.
Каждый из перечисленных уровней оценки требует своих методов и способов для измерения эффективности обучения. Ориентируясь на цели СО, недостаточно произвести оценку на 1-2 уровнях в симуляционных условиях; необходимо оценивать применение обретенных умений в практике. Ориентируясь на модель Kirkpatrick D. и заявленные конечные цели обучения, можно сформулировать требования к способам ОЭ СО ХМ]:
• оценивать применение ХМ в реальной практике;
• оценивать результат в генеральной совокупности обученных врачей;
• быть надежным, т.е. обеспечивать воспроизводимость оценки специалистами различной квалификации;
• быть валидным, т.е. отражать реальный результат.
Детали оценки приобретенного умения и результатов его реализации зависят от специфики ХМ и области её применения. Показатели эффективности СО должны формироваться на основании заявленных конечных целей СО и вышеперечисленных требований.
В настоящее время применяются способы ОЭ СО двух видов: 1) оценка навыка в симуляционных условиях; это позволяет учесть достигнутый уровень умения ХМ для всех обученных, но не оценивает реализацию в практике; 2) оценивает применение ХМ в практике, но требует высоких затрат, поэтому применяется в небольших группах. Подобные способы не отвечают практическим требованиям.

Цель

Разработка способа ОЭ СО ХМ, отвечающего практическим требованиям

Материалы и методы

Разработан способ ОЭ СО ХМ, (далее - Способ), предусматривающий получение данных о применении приобретенного умения путем структурированного интервью Слушателей с применением опросного листа. Он содержит вопросы, касающиеся опыта врачей, состояние навыка до обучения и применения ХМ в практике после СО.
Способ применен для Слушателей программы повышения квалификации врачей- хирургов «Интракорпоральный шов в лапароскопической практике. Базовый курс» за 2018-2022 гг. в Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы. Критериями включения Слушателей в исследование были: прохождение СО ИКШ впервые, выполнения ЛВ после обучения. Оценивали долю хирургов, которые применили ИКШ в практике, а также дополнительные результаты: влияние СО на чувство уверенности при проведении ЛВ, продолжительность и расширение спектра ЛВ.

Результаты

Получены данные 52 врачей, из них 40 мужчин (76,9%) и 12 женщин (23,1%) со стажем выполнения лапароскопических операций ЛВ от 0 до 25 лет. 18 хирургов (34,6%) не применяли ИКШ до начала обучения. Из них 16 (88,9%) начали применять ИКШ в ближайшие 3 месяца после СО. Этот показатель выше ранее опубликованных данных (44%-72,2%). Никто из участников не отметил осложнений, связанных с выполнением ИКШ.
Помимо внедрения ИКШ в практику, большинство хирургов (67,3%) отметили расширение спектра ЛВ, повышение уверенности во время операций (84,6%) и сокращение длительности вмешательств (73,0%).
Таким образом, ОЭ СО ХМ данным Способом позволила оценить результаты обучения генеральной совокупности Слушателей, отвечающих критериям включения в исследование, по доле врачей, применивших навык ИКШ в практике. Также оценены дополнительные эффекты обучения.

Выводы

1. СО ХМ затратно и требует оценки эффективности; это необходимо для совершенствования улучшения результатов обучения;
2. Предложенный Способ ОЭ СО ХМ отвечает практическим требованиям, позволяет оценить практические результаты обучения в генеральной совокупности;
3. Способ может быть рекомендован для широкого внедрения в практику обучения врачей хирургического профиля.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александр Климаков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: