Эффективность симулированной ситуации при использовании контекстных методов в практике обучения первой помощи

Автор(ы): И.А. Ловчикова, Д.Е.Боев, А.А. Чурсин, А.В. Подопригора, М.Б. Казакова, А.А. Журомская

Город: Воронеж

Учреждение: ФГОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н. Бурденко"

Актуальность

Согласно 4 статье Конституции РФ, главной ценностью общества является
человеческая жизнь. Это не противоречит и мнению мирового сообщества.
Для сохранения человеческой жизни мировое сообщество и РФ в частности
предпринимают разнообразные меры: снижение риска развития
жизнеугрожающих ситуаций (развитие профилактической медицины,
совершенствование трудового законодательства, повышение уровня
безопасности рабочих и общественных мест, средств передвижения путем
использования достижений научно-технического прогресса),
совершенствование служб экстренной медицинской помощи, юридическое
обоснование оказания первой помощи и обучение навыкам последней как
можно большего количества граждан. Кроме того, обучение оказанию первой
помощи имеет большое общественное значение, так как жизнеугрожающие
ситуации невозможно предсказать. Вероятность того, что рядом с
пострадавшим мгновенно окажется бригада скорой медицинской помощи, и
этап первой помощи будет не нужен, крайне мала, хотя, конечно, такое
случается. Гораздо чаще жизнеугрожающая ситуация развивается в
присутствии людей, не имеющих отношения к экстренной медицине, либо,
что уже само по себе является удачным стечением обстоятельств,
медработников вне рабочего места. Таким образом, при развитии состояний,
угрожающих жизни, согласно Приказу 477н МЗ РФ от 17.05.2011 года,
спасение пострадавших начинается именно с оказания первой помощи. Это
утверждение будет верно и в отношении ситуаций с большим количеством
пострадавших, когда на этапе сортировки экстренные медицинские службы
будут вынуждены до прибытия подкрепления проводить мероприятия первой
помощи, так как на экстренную медицинскую помощь у них не хватит
ресурсов и времени.

Цель

Определить особенности использования лекционной подачи учебного
материала при обучении первой помощи пострадавшим.

Материалы и методы

Безусловно, первая помощь как перечень навыков и алгоритмов требует для
эффективного процесса обучения именно практических занятий. В
некоторых ситуациях (лимитированное по времени обучение большого
количества слушателей) можно использовать и такой обучающий формат,
как лекция. Эта форма подачи материала гораздо труднее для восприятия
слушателями, как и любая теория, не привязанная к практике. Конечно,
навык в результате прослушивания лекции сформировать невозможно, но при
грамотном использовании контекстных приемов возможно формирование
устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему обучению и
последующему, при возникшей необходимости, оказанию первой помощи.
Это важно как для лиц, обязанных оказывать первую помощь, так и для
обычных граждан. Первые зачастую уверены, что и без отработки навыков
справятся с любой ситуацией, вторые думают, что этого никогда не
произойдет в их присутствии, и, значит, получаемая информация бесполезна
и должна быть утилизирована памятью.
Такая контекстная лекция должна быть, по нашему мнению, посвящена
одному алгоритму, который и служит сценарием адаптационной игры,
разыгранной в ходе изложения теоретического материала. Как при любой
адаптационной игре, сценарий должен быть разработан заранее, роли
распределены между преподавателями, точно обозначено время начала,
события, ведущие к выходу из игры. Сценарий должен быть реалистичный,
но не пугающий. Обязательно должно быть задействовано минимум два
преподавателя: играющий пострадавшего и наблюдатель, во избежание
несчастных случаев в процессе проведения игры. После окончания игры
следует дебрифинг с обязательными положительными отзывами от
преподавателей на действия обучающихся, разбором недочетов и ошибок. По
окончанию изложения теоретической части необходимым условием данного
вида контекстной лекции является демонстрация преподавателями
правильного варианта выполнения изучаемого алгоритма.

Результаты

Как один из примеров, преподавателями кафедры симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н.
Бурденко была проведена контекстная лекция на тему «Алгоритм первой
помощи пострадавшим» для студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и
факультета МЧС ВГПУ. В ходе изложения материала лекции один из
преподавателей в условленное время вышел из аудитории. В это время
оставшимся преподавателем была симулирована ситуация потери сознания.
Слушатели, до этого момента отвлеченные от хода лекции (новый материал,
указанные выше причины, отвлекающие от восприятия теоретического
материала), немедленно приступили к оказанию первой помощи. В
условленный срок (4 минуты от начала симулированной ситуации) вернулся
второй преподаватель и остановил игру. Был проведен короткий дебрифинг,
в ходе которого преподаватели отметили высокий уровень готовности к
оказанию первой помощи (своевременное начало, без раздумий) на фоне
достаточно большого количества недочетов и ошибок в исполнении
алгоритма. Затем была продолжена теоретическая часть. В конце лекции
преподаватели вернулись к обсуждению игры, вызвав из числа слушателей
добровольца и продемонстрировав с его помощью правильное выполнение
алгоритма первой помощи при данном состоянии.

Обсуждение

Лекция получила высокую оценку от участников, искренне выражавших
свое желание учиться в этом направлении. Отзывы слушателей говорили о
том, что алгоритм первой помощи пострадавшему без сознания даже за такой
короткий обучающий процесс стал понятен, доступен к дальнейшему
изучению, закреплению и использованию в реальной жизни.

Выводы

Таким образом, используя банальную лекцию, но с контекстным
наполнением, у слушателей была сформирована внутренняя мотивация к
обучению навыкам и алгоритмам первой помощи. Это особенно важно при
необходимости в короткий срок провести эффективное образовательное
мероприятие с большим количеством не обученных предмету слушателей,
что довольно часто происходит именно в контексте обучения первой
помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: