Человеческий фактор в медицинской коммуникации

Автор(ы): Акопян Ж.А., Грибков Д.М., Шубина Л.Б.

Город: Москва

Учреждение: Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

Коммуникация в медицине рассматривается как фундаментальный клинический навык, позволяющий установить отношения с пациентом, открывающий путь к успешной диагностике, лечению и уходу. Обучение коммуникативным навыкам признано во всем мире важным компонентом медицинского образования. Поскольку коммуникативные навыки можно приобрести и освоить на практике, важно обучение на основе опыта, и следует применять индивидуальный и интерактивный формат обучения, придерживаясь принципов доказательной и личностно-ориентированной медицины. Основным препятствием в этом является человеческий фактор – в лице недостаточно-подготовленных кадров, обязанных обучать коммуникации.
Одним из самых обогащающих форматов обучения навыкам профессионального общения признан формат практики со специально обученным симулированным пациентом и вторым тренером-фассилитатором.

Цель

Создать иерархичную систему подготовки и регулярного воспроизводства кадров, позволяющую масштабировать обучение навыкам общения с симулированными пациентами, обученными в данной системе.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели, были изучены источники информации, а также проведен опрос среди наиболее опытных, активных и перспективных специалистов рабочей группы при РОСОМЕД по коммуникации, поддерживающих обучение с симулированными пациентами.

Результаты

Было проведено 8 встреч в рамках «Летней школы для руководителей образовательных проектов». В результате были сформулированы условия, для достижения целей, включая: учебную программу третьего уровня по подготовке руководителей образовательных проектов обучения общению в медицине; две учебные программы второго уровня по подготовке тренеров обучения общению в медицине и по подготовке симулированных пациентов для обучения общению в медицине; различные учебные программы первого уровня по подготовке медицинских работников общению в медицине.
На основе данных сведений было разработано технического задание от РОСОМЕД, в котором сформулированы требования по реализации программ первого и второго уровня, организациями, где на штатной должности имеется сотрудник, прошедший подготовку по программе третьего уровня повышения квалификации в качестве Руководителя образовательного проекта обучения общению в медицине «АВТОР». Также были сформулированы минимальные требования к программам трех уровней. А- активный, В- вдохновитель, Т- тренеров, О- общения, Р- РОСОМЕД. Данную программу было решено доверить кафедре клинического моделирования и мануальных навыков Факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова, используя следующие условия: единая платформа, объединяющая все заинтересованные стороны; одна из ведущих и столичных площадок, реализующих принципы симуляционного обучения; с возможностью для привлечения в качестве преподавателей на договорной основе ведущих специалистов из других образовательных проектов; координация функции экспертизы образовательных проектов и организации перекрестной супервизии по требованию.

Обсуждение

В ходе обсуждения были сформулированы краткие требования к программам предложенной иерархии. Программы, реализуемые в рамках данного проекта, должны соответствовать нормативным требованиям к соответствующим образовательным программам и минимально содержать следующие разделы: цели обучения, учебный план (с распределением часов между темами и организационными формами обучения), авторы программы и список ведущих преподавателей. Содержание программы по подготовке руководителей образовательных проектов обучения общению в медицине должно в обязательном порядке содержать такие вопросы как: командообразование, методология создания сценариев для симуляционного обучения, проведение супервизии, работа с кадрами и поддержание развивающей среды в коллективе. Содержание программы по подготовке тренеров обучения общению в медицине должно в обязательном порядке содержать такие вопросы как: структура тренинга, правила брифинга и дебрифинга, безопасность учебной среды, иммерсивность учебной игры, профилактика конфликтов и работа с "трудными" учениками. Содержание программы по подготовке симулированных пациентов для обучения общению в медицине должно в обязательном порядке содержать такие вопросы как: структура сценария для учебной игры, элементы актерского мастерства для передачи образа, подготовка к работе по сценарию, обратная связь обучающемуся из пациентской позиции, баланс импровизации и шаблонности в сценарии, история симуляционного обучения с СП.

Выводы

Таким образом, создание иерархичной, ступенчатой системы с наличием в каждой организации, реализующей обучение навыкам общения, прошедшего все ступени руководителя собственного образовательного проекта, позволит создать баланс между индивидуальными особенностями каждого проекта и системностью данного направления.
На обучение по программе третьего уровня повышения квалификации могут быть зачислены только лица, прошедшие обучение на программе второго уровня в рамках данного проекта, в любой организации, куда могут быть зачислены только лица, прошедшие обучение на программе первого уровня в рамках данного проекта, в любой организации. В свою очередь программы первого уровня должны реализовываться специалистами, прошедшими обучение второго уровня. А участникам, прошедшим обучение по программам второго и третьего уровня, рекомендовано повторное обучение каждые три года.

Тема: Коммуникативные навыки
Любовь Шубина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: