Автор(ы): Петрова Е. С., Рипп Т. М., Рипп Е. Г., Зверев А. С., Иминов Н. М., Духовный Ю. С., Петров Д. Е., Воробьева Е. Г., Азизова К. В., Фаттахов А.Р.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
Актуальность
Одним из инструментов внутренней оценки качества образования являются данные, полученные в результате анонимного анкетирования. Этот инструмент позволяет получить объективную информацию о деятельности преподавательского состава, определить уровень соответствия потребностям обучающихся, а также разработать и применять меры для повышения квалификации кадрового состава симуляционного центра.
Цель
Оценка деятельности преподавателей симуляционного центра путем анкетирования ординаторов 2 года обучения, прошедших симуляционные курсы.
Материалы и методы
Исследование было проспективным, одноцентровым на базе АСЦ ИМО ФГБУ «НМИЦ им В.А.Алмазова». Анализ данных проводился смежным методом. Обратная связь с обучающимися осуществлялась в виде анонимного добровольного анкетирования по основным показателям:
-оценка качества преподавания симуляционного центра в целом;
-оценка деятельности отдельных преподавателей симуляционного центра;
-дополнения и пожелания преподавательскому составу.
В опросе приняли участие 357 ординаторов 2 года обучения, которым предлагалось оценить работу педагогического коллектива симуляционного центра - 12 преподавателей, в возрасте от 26 до 62 лет, со стажем работы менее 5 лет – 7 преподавателей и более 5 лет - 5. Анкетирование осуществлялось с помощью цифровой формы, доступ к которой курсанты получали через любой гаджет после завершения симуляционного курса.
При проведении опроса соблюдались условия полной анонимности опрашиваемых: личные данные респондентов не регистрировались, участники имели возможность проходить опрос индивидуально.
Основные методы статистического анализа данных включали описательную статистику, данные выражены в виде процентного распределения признаков.
Полученные данные позволили проанализировать зависимость квалификации преподавателей симуляционного центра с удовлетворенностью курсантов, полученными знаниями в процессе занятия, и в дальнейшем разработать меры для повышения общей эффективности обучения, целевой ориентированности занятий и степени соответствия учебного материала запросам обучающихся.
Анализ ответов респондентов проводился не менее чем через 6 месяцев после опроса, с целью исключения возможности сопоставления ответов с конкретным респондентом.
Качество данных проверялось с помощью гистограмм распределения, в случае выраженных отклонений от случайного распределения, данные перепроверялись по первичным документам на ошибки значений.
Результаты
Показатель «Оценка качества преподавания»: в 2023 году 293 курсанта (82%) оценили общее качество образования на 5 баллов, 54 человека (15%), - на 4 балла, 11 курсантов (3%) - на 3 балла. Данные свидетельствуют о преимущественно положительной оценке обучающимися качества преподавания симуляционного курса.
В ходе оценки показателя «Качество деятельности отдельных преподавателей симуляционного центра» курсантам предлагалось оценить профессиональную компетентность каждого педагога по 5-бальной шкале.
Результат показал, что средняя положительная оценка (4,5 баллов) опытных преподавателей (со стажем более 5 лет) и молодых преподавателей (с опытом работы менее 5 лет) оказались практически одинаковыми: 93,8% и 93,4 % соответственно. Наивысший процент качества как у опытных, так и молодых преподавателей составил – 98%. Низшим процентом качества преподавания является 86% у опытных преподавателей и 92% у молодых.
Можно предположить, что высокие показатели молодых преподавателей связаны с доверительным отношением студентов, возможностью учиться у более опытных коллег, а также с желанием экспериментировать и использовать новые методики в своей профессиональной деятельности.
Показатель «Дополнения и пожелания преподавательскому составу» - обучающимся предлагалось в свободной форме написать свои пожелания. Этой возможностью воспользовались - 15 % курсантов.
Приведём несколько примеров конструктивных комментариев курсантов:
- «Все очень подробно объясняют, есть работа над ошибками, адекватная оценка, развивают медицинское мышление. Хочется побольше таких занятий для качественной подготовки к аккредитации».
- «Преподаватели замечательные, объясняют смысл каждого действия на станции, применимо к реальным ситуациям в клинической практике.» и т.д.
Выводы
В результате анализа анкет обратной связи за 2023 год можно сделать вывод, что подавляющее большинство ординаторов 2 года обучения удовлетворены качеством преподавания курсов, реализуемых на базе Аккредитационно-симуляционного центра Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России.
Качество преподавания опытных и молодых сотрудников находится на сопоставимом высоком профессиональном уровне, по мнению курсантов.
Заполнение пункта о дополнениях и пожеланиях, который не являлся обязательным, говорит о вовлеченности, заинтересованности и неравнодушии курсантов к учебному процессу.
Евгений Рипп
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.