Оценка вовлеченности преподавателей в развитии инновационных педагогических технологий

Автор(ы): Шульга В.В., Лопатин З.В., Копылов Е.Д.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России

Актуальность

Развитие материально-технической и методической баз ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России способствовало включению симуляционных технологий на всех уровнях образования, начиная от профессиональной ориентации школьников до обучения специалистов по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Отметим, что как и любая инновация новый подход к обучению встретил недоверие, сопротивление и недостаточную вовлеченность преподавателей в процесс обучения посредством симуляторов. Поиск путей эффективного подхода к вовлеченности преподавателей использовать активно симуляционные технологий в медицинском образовании стал важной задачей университета.

Цель

Оценка вовлеченности преподавателей ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России в использование инновационных педагогических технологий.

Материалы и методы

Для оценки вовлеченности преподавателей применялись следующие методы:
• анализ посещаемости обучающимися учебных занятий в аккредитационно-симуляционном центре (далее – АСЦ);
• сравнение общего количества посещений обучающимися оценочных мероприятий, занятий в рамках учебных дисциплин, подготовки к олимпиадам, самостоятельной отработки практических навыков;
• анализ показателей эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава – применение симуляционных образовательных технологий в учебном процессе.

Результаты

Результаты и обсуждение.
Учет посещаемости проводился с использованием электронной формы регистрации присутствия на занятии. Для проведения анализа использовались данные о посещаемости обучающихся в период с 2018 по 2022 год. Данные отчета о регистрации включали поля: фамилия, имя, отчество, уровень образования, группа, тема занятия, кафедра, которая проводит занятие, фамилия, имя, отчество преподавателя, ведущего занятие. С 2018 по 2022 год посещаемость занятий обучающимися в АСЦ увеличилась на 45%: 9149 – за 2018-2019 учебный год, 3795 – за 2019-2020 учебный год, 7562 – за 2020-2021 учебный год, 13242 – за 2021-2022 учебный год. Это связано с регулярным обучением преподавателей работе на симуляционном оборудовании, демонстрацией возможностей АСЦ при проведении учебных занятий и подготовке обучающихся к процедуре аккредитации, повышением доступности использования оборудования в образовательном процессе, систематизацией работы АСЦ.
В период с 2019 по 2020 годы в связи эпидемиологическими ограничениями наблюдалось минимальное число посещения занятий. Следует отметить, что прирост в 2020-2021 учебном году составил 75%, что связано с включением в образовательные программы ординатуры и профессиональной переподготовки обязательного модуля «Обучающий симуляционный курс», пополнением материально-технической базы АСЦ.
Анализ результатов посещаемости и показателей эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава позволили выявить дисциплины, в реализации которых активно используются методы симуляционных технологий. Так наибольшее число обучающихся посетили занятия по дисциплинам «Базовая сердечно-легочная реанимация», «Экстренная медицинская помощь», «Физикальное обследование пациента», проводимые преподавателями кафедры «Анестезиология и реаниматология» – 1756 человек, что увеличилось на 30% по сравнению с 2018 годом.
Все обучающиеся разделены на 5 групп: экзаменуемые, студенты, ординаторы и магистры, слушатели по дополнительным профессиональным программам, занимающиеся самостоятельно. Рост числа посещений с каждым годом происходит в основном за счет учебных занятий ординаторов и магистров (в 5 раз) и обучающихся по программам ДПО (в 6 раз).
Анализ данных посещаемости обучающихся выявил положительную динамику количества посещений АСЦ различными категориями обучающихся с 2018 по 2022 год. При этом отмечается снижение посещаемости в 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой и установлении моратория на получение свидетельств об аккредитации. В период пандемии студенты проходили практическую подготовку на клинических базах практик университета, а также отрабатывали практические навыки на симуляторах в АСЦ. Но и после отмены всех ограничений наблюдалось увлечение посещений учебных занятий и активное использование симуляционных технологий в образовательном процессе.
Регулярно проводились консультации и обучение преподавателей по вопросам использования симуляционных технологий в образовательном процессе, велась активно работа по привлечению преподавателей к подготовке к олимпиадам в части разработки сценариев для виртуальных симуляторов. Благодаря этому количество преподавателей, использующих симуляторы в обучении, увеличилось на 22% в период с 2018 по 2022 год.
В Университете разработана система оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Преподаватели, которые используют симуляционные технологии в образовательном процессе, получают дополнительные баллы, что отражается при распределении ежеквартальных премиальных выплат. Оценка показателей эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава в части использования симуляторов в образовательном процессе проводилась с использованием отчетных таблиц.

Выводы

В период с 2018 по 2020 годы вовлеченность преподавателей в использовании симуляционных технологий при проведении учебных занятий возросла. Это связано с проводимыми мероприятиями по повышению вовлеченности:
• регулярные консультации и обучение преподавателей по вопросам использования современных симуляционных технологий;
• финансовая мотивация;
• повышение доступности симуляционного оборудования для преподавателей и обучающихся;
• организация различных мероприятий: мастер-классов, олимпиад, конференций с использованием виртуальных тренажеров;
• включение в рабочие программы дисциплин модулей, связанных с симуляционными обучающими технологиями.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Виктория Шульга

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: