Использование симуляционных технологий обучения у обучающихся педиатрического факультета средних курсов

Автор(ы): Файзуллина Р.М., Гафурова Р.Р., Богомолова Е.А.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Цель

Изучить опыт применения симуляционных технологий в отработке навыка физикального обследования пациента среди обучающихся 4-го курса педиатрического факультета.

Материалы и методы

Настоящее исследование проводилось среди 4 клинических групп 4-го курса педиатрического факультета в рамках цикла практических занятий по дисциплине «Факультетская педиатрия». Численность каждой клинической группы составила 10 человек. Занятия на базе симуляционно-аккредитационного центра проводились сотрудниками кафедры факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО. Оценка качества отработанных при помощи симуляционных технологий навыков проводилась преподавателями по стандартизированным чек-листам у постели больного. Симуляционным технологиями, применяемыми в рамках настоящего исследования, являлись фантомы, роботы-муляжи и имитаторы.

Результаты

Настоящее исследование, направленное на оценку эффективности применения симуляционных технологий в отработке навыка физикального обследования пациента, включало в себя все этапы симуляционного обучения, а именно:
1) проведение входного контроля, направленного на оценку качества самостоятельной подготовки обучающегося к теме практического занятия;
2) брифинг, представляющий собой ознакомление обучающихся со спецификой и организационной информацией о предстоящем занятии. Компонентами проводимого брифинга являлись определение учебных целей и задач, обсуждение теоретической составляющей практического занятия под руководством преподавателя, изучение основных принципов взаимодействия с пациентом, проведение инструктажа по технике безопасности;
4) основной этап, состоящий из эталонной демонстрации преподавателем изучаемомго навыка с объяснением, дальнейший повтор навыка без теоретического сопровождения и самостоятельное выполнение навыка обучающимися – в рамках симуляционного обучения, а также проведение физикального обследования реального пациента в педиатрическом отделении Городской клинической больницы г.Уфы;
5) дебрифинг, представляющий собой анализ и разбор совершенных обучающимися ошибок при работе с симуляционными тренажерами и при работе у постели больного. В рамках данного этапа дебрифер-преподаватель отрабатывает с обучающимися совершенные ошибки, акцентируя внимания на правильном исполнении манипуляции.
Так, согласно оценке качества выполнения физикального обследования в симуляционных условиях обучающимися 4 курса педиатрического факультета, наиболее часто встречаемыми ошибками были ошибки в последовательности выполняемых действий – данную ошибку допустили 9 (22,5%) обучающихся, 7 (17,5%) обучающихся неправильно сформулировали диагноз и/или вывод о состоянии пациента, 6 (15%) обучающихся неверно провели аускультацию/перкуссию/пальпацию того или иного органа или системы. При проведении контроля качества выполнения отработанного навыка у постели больного отметилась положительная динамика: самой распространённой ошибкой также осталась неправильная последовательность действий при физикальном обследовании – её допустили 4 (10%) обучающихся, неверная формулировка диагноза отмечена в 2 (5%) случаях.

Выводы

Таким образом, опыт использования симуляционных технологий на протяжении всего обучения будущих специалистов в области медицины отличается высокой эффективностью, что подтверждает необходимость внедрения симуляционных технологий и курсов в учебную программу каждой клинической дисциплины.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Рита Гафурова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: