Автор(ы): Д.Е. Боев, А.А. Чурсин, И.А. Ловчикова, А.В. Подопригора, О.С. Сергеева, А.А. Журомская
Город: Воронеж
Учреждение: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
Актуальность
Проведение занятий в симуляционном центре, а особенно прохождение аккредитации часто сопряжено с дополнительной психологической и физической нагрузкой (станция СЛР), угрозой травматизации и зачастую, первичную специализированнную аккредитацию проходят врачи, имеющие различные хронические заболевания, в том числе сердечно-сосудистой системы. По Российскому законодательству на рабочем месте обязательно должна присутствовать аптечка первой помощи. Но сможем ли мы оказать помощь компонентами "Аптечки для оказания помощи работникам". Достаточно ли её состава?
Необходимо обратить внимание на то, что на настоящий момент времени по действующему законодательству врач, находясь не на рабочем месте имеет право оказывать только первую (но не медицинскую!) помощь используя только компоненты аптечки.
На первый взгляд, приказы Министерства здравоохранения РФ № 1080н от 08 октября 2020 г. и № 1331н от 15 декабря 2020 г. дают исчерпывающие характеристики состава таких аптечек. Но соответствуют ли вкладываемые производителем компоненты наборов требуемому качеству?
В связи с тем, что сотрудники кафедры симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в течение многих лет занимаются вопросами оказания первой помощи нам часто задают вопросы о качестве производственных, армейских и автомобильных аптечек.
Цель
На примере нескольких "Аптечек для оказания помощи работникам" закупленных для нашего Федерального мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, мы попытались выяснить соответствуют ли они приказам Министерства здравоохранения РФ № 1080н от 08 октября 2020 г. и № 1331н от 15 декабря 2020 г.
Материалы и методы
Во время проведения занятий по первой помощи на предприятиях, мы всегда для демонстрации просим предоставить нам имеющуюся в организации производственную и автомобильную аптечку. Как правило, они оказывается совершенно не пригодными к оказанию первой помощи и на их примере мы показываем, какими средствами и устройствами не должны комплектоваться аптечки. Как правило, они не соответствуют требованиям приказа министерства здравоохранения РФ № 1080н. Но интересен тот факт, что все производители ссылаются на данный приказ и пишут, что состав аптечки соответствует его требованиям.
Из шести купленных аптечек первой помощи различных производителей для нашего Центра ни одна нас не удовлетворила по составу. Более того, большая часть устройств и средств из состава аптечки, абсолютно не соответствовали заявленному качеству. В некоторых наборах бинты и перевязочный материал не соответствовал требованиям ни по размеру, ни по количеству. В двух случаях перчатки были не медицинского назначения. Ножницы - мы считаем удачей, если ими можно разрезать хотя бы бумагу. Устройства для искусственного дыхания не могут выполнять заявленную функцию, часто в защитной пленке отсутствует отверстие для тока воздуха. А то, что производители аптечек осмеливаются называть кровоостанавливающими жгутами, вообще не поддается никакой критике. Самый «приличный» вариант, что нам встретился, это венозный жгут для внутривенных инъекций. А были и резинки для нижнего белья, и кусочки пластиковой изоляции для электрических проводов, и т.п. Пришлось все шесть аптечек переукомплектовывать самостоятельно.
Такие же рекомендации по переукомплентации мы даём работникам системы охраны туда предприятий, хотя им было бы гораздо удобней закупить готовые качественные аптечки и раздать их по подразделениям, чем закупать содержимое по отдельности. Те же, кто доверился заверениям производителей аптечек, в критической ситуации, которая всегда наступает неожиданно, остается с пустыми руками и не в состоянии оказывать первую помощь в надлежащем объеме. А пострадавшим остается надеяться только на скорейшее прибытие спасательных служб, которые как бы быстро не ехали, при отсутствии первой помощи, могут приехать слишком поздно.
Результаты
В итоге, в настоящее время мы имеем целую отрасль производства заведомо некачественного, не пригодного к использованию продукта. К тому же этот продукт может повлиять на человеческую жизнь. Как это возможно? Вывод напрашивается один - отсутствие контроля со стороны государственных органов. Ответственен ли конечный потребитель за приобретение данного продукта? Безусловно, да. Но, во-первых, потребитель в большинстве случаев, не может оценить качество этого продукта до приобретения. Большинство аптечек продаются в целлофановых упаковках, которые нельзя вскрыть в магазине или в аптеке. Во-вторых, потребитель не компетентен в вопросе качества этого продукта. Он покупает товар, на котором написано, что он соответствует определенным требованиям. Покупатель доверяет производителю, надеется, что этим продуктом можно пользоваться по назначению. Да, когда произойдет какое-либо происшествие, где пострадают люди, потребитель поймет, что данный продукт не качественный. Но до этого момента, у него нет оснований для сомнений в качестве продукта. Поэтому мы считаем, что в первую очередь, ответственность должен нести производитель, а во вторую - государство. Почему, к примеру, качество молочной продукции постоянно контролируется на всех этапах производства и продажи? А контроль над составом автомобильной аптечки первой помощи, возложен только на сотрудника ДПС при прохождении планового техосмотра.
Выводы
Должностные лица, ответственные за комплектование аптечек, получив дополнительные знания и мотивацию, вынуждены приводить аптечки первой помощи в надлежащий вид. Необходимо срочно наладить контроль над производством аптечек первой помощи как автомобильных, так и производственных. Надеяться на сознательность производителя и потребителя в этом вопросе нельзя. Вопрос этот общественно значимый, особенно в условиях проведения страной СВО. Он имеет прямое отношение к созданию непрерывной "спасательной цепочки", о чем мы не устаем повторять, и в конечном итоге, к снижению смертности граждан при различных чрезвычайных ситуациях.
Александр Чурсин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.