Влияние непрерывного медицинского образования на оказание хирургической помощи населению

Автор(ы): Ю.И. Логвинов, И.А. Геркен

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ

Актуальность

На сегодняшний день, одним из наиболее значимых событий последних десятилетий в развитии здравоохранения стало активное совершенствование и внедрение в широкую клиническую практику лапароскопических технологий, коренным образом изменивших облик современной хирургии.
С каждым годом в столичных стационарах увеличивается количество оказанных медицинских вмешательств лапароскопическим методом. В 2014 году процент лапароскопических операций от всех проведенных операций в стационарах составил 35,6 %, а к 2020 году возрос до 72, 9 %. Преимущества малоинвазивного вмешательства очевидны: снижение вероятности развития в послеоперационном периоде спаечного процесса, инфекционных осложнений
и быстрый восстановительный послеоперационный период.
Задачи:
• доказать влияние непрерывного образования медицинских работников на повышение качества оказания медицинской помощи населению;
• показать зависимость между многократным повторением практических навыков и успешным применением лапароскопических технологий в операционной;
• оценить эффективность обучения с точки зрения внедрения навыка/умения в практическую деятельность.

Результаты

Основной профессиональной компетенцией врача-хирурга является принятие оперативных решений в сложных ситуациях. В связи с тем, что лапароскопические вмешательства требуют определенных навыков и квалификации от хирурга, некоторые специалисты воздерживаются от данных операций, вследствие недостаточного наличия соответствующих профессиональных компетенций. Внедрение и использование лапароскопических технологий в клиническую практику требует специальной подготовки хирургов, предполагающей отработку мануальных навыков и технику выполнения основных лапароскопических операций.
Мировые тенденции в совершенствовании процесса обучения врачей все более чаще основываются на широком внедрении симуляционных технологий, которые являются важнейшим разделом обучения в здравоохранении и фундаментальным подходом, позволяющим обеспечивать безопасность пациентов за счет формирования и отработки навыков специалиста для работы в различных ситуациях, способности быстро принимать решения и безупречно выполнять необходимые действия в своей профессиональной деятельности. Приобретение профессиональных навыков формируется на основе последовательного развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков, что достигается использованием имитации разнообразных клинических сценариев в условиях обеспечения максимальной степени реализма.
исправление. В процессе многократных повторений манипуляций с использованием симуляционных технологий специалист приобретает уверенность в правильности выполнения различных действий при лапароскопических и эндохирургических вмешательствах, что является неоценимым преимуществом при принятии решений в практической профессиональной деятельности врача-хирурга.
В подтверждение вышеуказанных доводов для оценки эффективности обучения лапароскопическим технологиям проведен научный анализ на примере обучения интракорпоральному шву в лапароскопии в симуляционных условиях.
Интракорпоральный лапароскопический шов (ИКШ) является важным навыком хирурга в выполнении лапароскопических вмешательств. Симуляционное обучение ИКШ способствует формированию навыка и внедрению его в операционную практику. Публикаций, освещающих эффективность симуляционного обучения ИКШ, с точки зрения применения в практике, недостаточно. Проведено интервью хирургов, прошедших симуляционное обучение ИКШ, с целью определения доли врачей, применивших полученный навык в реальной операционной. После обучения начали применять ИКШ 88,9% хирургов; интракорпоральный скользящий узел – 77,3%.
Навык выполнения интракорпорального шва (ИКШ) является одним из важнейших в лапароскопической хирургии. Современное обучение этому навыку проводится в симуляционных условиях, что является безопасным и важным этапом подготовки врачей-хирургов. Целью симуляционного обучения является успешное применение навыка ИКШ в оперативной практике. Выполнение ИКШ хирургом, непосредственно во время реального вмешательства, сопряжено со значительным стрессом, что затрудняет и нередко препятствует применению навыка. Недостаточное овладение навыком при симуляционном обучении не позволяет врачу применить ИКШ в операционной.
В Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы с 2016 г. реализуется программа повышения квалификации «Интракорпоральный шов в лапароскопической хирургии» (18 академических часов), в которой врачи хирургического профиля обучаются основам техники хирургического узлового и непрерывного интракорпоральных швов (ИКШ). В программу также включено, учитывая актуальность для практики, обучение формированию интракорпорального скользящего узла (ИСУ).

Выводы

На сегодняшний день, в рамках проводимых исследований, проанализированы статистические данные, предоставленные организационно-методическим отделом, где прослеживается четкая динамика роста численности обученных медицинских кадров к количеству проведенных лапароскопических вмешательств в медицинских учреждениях на территории города Москвы.
Авторами на основании проведенного исследования и анализа полученных данных доказана высокая эффективность программ повышения квалификации по подготовке хирургов к применению базовых и продвинутых навыков в операционной практике. Метод структурированного интервью с применением опросного листа, включающий вопросы по применению навыков лапароскопических манипуляций в реальной практике – валидный и доступный метод для оценки эффективности обучения медицинских работников.
Следует отметить положительную тенденцию, направленную на формирование мотивации к поддержанию здорового образа жизни граждан, вследствие оказания доступной квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Ирина Геркен

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: