Автор(ы): Ведерин А.А., Кузнецов А.В.
Город: Новосибирск
Учреждение: ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава РФ
Актуальность
Сегодня овладение аппендэктомией в рамках программ специалитета, ординатуры и ФПК тесно сопряжено с хирургическими симуляторами разной степени сложности. Однако существующие симуляторы не обеспечивают полноценного анатомического соответствия и имеют недостаточную достоверность тактильных ощущений при работе с инструментом, что затрудняет формирование оперативного навыка и освоение клинических аспектов операции. Именно поэтому поиск наиболее оптимального симулятора актуален.
Цель
Разработать модель для симуляции открытой и лапароскопической аппендэктомии. Требования к модели: визуальная и мануальная достоверность симуляции в сравнении с реальной операцией, обеспечение стандартности симуляций, отражение симулятором этапов реальной аппендэктомии, вариативность симуляционного моделирования, возможность использования для массового обучения, экономическая рентабельность. Сравнить модель с существующими альтернативами. Оценить перспективы ее использования в рамках симуляционного курса обучения аппендэктомии.
Материалы и методы
Модель изготавливается из отрезка тонкой свиной кишки путем выкраивания прямоугольного лоскута с противобрыжеечным краем и имитирует органокомплекс в виде аппендикса, слепой кишки и их брыжеек с сосудистым аппаратом. Модель сравнена с симуляторами аппендэктомии, описанными в научно-исследовательских статьях и представленными в базе патентных заявок ФИПС. Сравнение произведено с моделью аппендикса из перчатки, силиконовыми и виртуальными тренажерами, операцией на лабораторном животном.
Результаты
В силу изготовления из тонкой кишки модель имеет высокую мануальную схожесть с реальными тканями (в сравнении с перчаткой, силиконовым и виртуальным симуляторами), а сохранение мезентериально-сосудистого аппарата повышает визуальную достоверность. Модель универсальна для симуляции и открытой, и лапароскопической аппендэктомии (в отличие от виртуальных тренажеров). При использовании манекена человеческого торса или лапароскопического бокса возможна симуляция этапов оперативного доступа и завершения операции, а не только оперативного приема (как в случае с перчаткой и виртуальным тренажером). Параметры изготовления модели позволяют воспроизводить одинаковые симуляции операций (в отличие от операции на животном) в то же время они позволяют симулировать разные морфологию и положения аппендикса, что увеличивает диапазон осваиваемых оперативных навыков (в отличие от силиконовых фантомов и перчатки). Модель проста и дешева в изготовлении, что обеспечивает массовость производства и обучения (в отличие от дорогих операций на животном и виртуальных тренажеров).
Обсуждение
Симуляционный курс с использованием предлагаемой модели позволяет обучать аппендэктомии студентов специалитета, ординаторов и слушателей ФПК и ППВ. В рамках каждой образовательной программы такой курс может способствовать достижению ряда позитивных целей и задач.
Курс для студентов специалитета позволил бы: сформировать у них клиническое мышление и мануальный навык аппендэктомии, повысить интерес к дисциплинам и специальностям хирургического профиля и улучшить показатели учебной успешности.
Обучение врачей-ординаторов было бы полезно: формированием у них клинического мышления и рутинного мануального навыка, а также повышением уровня подготовки к аккредитации.
Курс для врачей-хирургов, слушателей ФПК, позволил бы специалистам: повысить технику шва (улучшить показатели герметичности, эстетичности, чистоты, атравматичности швов), оптимизировать оперативное время, снизить частоту интра- и постоперационных осложнений. Кроме того, немаловажным является освоение хирургами, а следовательно, и популяризация среди них малоинвазивной лапароскопической методики.
Выводы
В силу обозначенных преимуществ данная модель имеет широкие перспективы в обучении и может быть использована в рамках симуляционного курса для программ специалитета, ординатуры и ФПК, став дополнением или альтернативой существующим симуляционным технологиям.
Александр Ведерин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.