Роль симуляционного курса в оптимизации обучения практическим навыкам студентов в акушерстве

Автор(ы): Каушанская Л.В., Рымашевский А.Н., Смирнова И.В., Астанина М.В.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

Актуальность

За прошедшее десятилетие в нашей стране проведена масштабная медико – организационная работа по широкому внедрению в практическое здравоохранение современных технологий.
В связи с этим возникла потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению.
Одним из основных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Симуляционная практика является новым методологическим подходом к обучению студентов медицинского ВУЗа. Современные выпускники, владея хорошей теоретической подготовкой, оказываются менее подготовлены к практической работе. Сложность практической подготовки студентов заключается в том, что права пациента защищены законом (п. 9 ст. 21. Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ) (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ), согласно которому «пациенты вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи».
Таким образом, на современном этапе при отсутствии симуляционной подготовки невозможно вырастить компетентного врача, способного к самостоятельной практической деятельности.

Цель

Симуляционная подготовка нацелена на закрепление и углубление знаний полученных в ходе теоретического обучения, а также приобретение практических знаний, обеспечивающих высокий уровень обучения студентов.

Материалы и методы

В симуляционно – аттестационном центре (НИИАП) Департамента симуляционного обучения ФГБОУ ВО Рост ГМУ МЗ РФ, симуляционный курс по дисциплине «Акушерство» проходят обучение студенты 4 курса лечебно – профилактического факультета и военно – учебного центра. Этот курс входит в раздел производственной практики «Помощник врача» на кафедре акушерства и гинекологии №1.
Курс состоит из четырех акушерских тем:
• методы обследования беременных;
• биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания;
• таз и плод с акушерской точки зрения;
• клиника и ведение физиологических родов.
Обучения на симуляторах складывается из нескольких составляющих:
• отработка практических навыков;
• умение работать в команде;
• устранение психологических блоков.
В исследовании принимали участие 165 студентов 4 курса лечебно – профилактического факультета и военно – учебного центра.
Использовались следующие симуляторы:
• симулятор родов NOELLE S550;
• система симуляции родов компьютерная беспроводная S575;
• модель анатомическая процесса родов;
• имитатор стояния головки во время родов.
Перед проведением тренингов на симуляторах, преподаватель проводит опрос студентов, направленный на определение основных причин определяющих трудности работы с реальными пациентами.
Основные вопросы, возникающие у студентов во время проведения опроса, были связаны со «страхом» неправильно выполнить манипуляцию и навредить пациентке, неправильно задать вопрос пациентке и показаться некомпетентным.
На занятиях проводилось знакомство студентов с симуляционным оборудованием. При непосредственном участии и контроле преподавателя каждый обучающийся имел возможность последовательно отработать необходимые навыки, алгоритм действий ведения родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.
Для проведения сценария отводилось от 8 до 10 минут реального времени. Преподаватель мог прекратить сценарий, если расценивал ситуацию как затрудненную.
В благоприятной психологической обстановке обсуждалось каждое действие студента. При желании студента повторить сценарий правильно, ему предоставлялась такая возможность (с целью закрепления положительного опыта). Все обучающиеся справились с освоением практических навыков.

Результаты

Анкетирование, проведенное по окончанию тренингов, наглядно показало преимущества имитационного обучения студентов.
Рейтинг основных вопросов:
• Обучение на симуляционном оборудовании облегчает приобретение навыков при оказании помощи пациентам? – 100%.
• Имеет ли значение реалистичность больничной обстановки в симуляционном центре для формирования навыков? – 93%.
• Использование симуляционного оборудования делает процесс обучения более интересным? – 100%.
• Обучение в симуляционном центре облегчает переход к клинической практике? – 96%.
• Имеет ли значение продолжительность занятий в симуляционном центре? – 92%.
• Должны ли использоваться симуляционные технологии в медицинском образовании? – 99%.
• Симуляционное обучение при освоении практических навыков повышает личную самооценку? – 94%.

Выводы

1. Правильно организованное симуляционное обучение даёт возможность повысить мотивацию студентов к освоению необходимых практических навыков, формирует потребность научиться работать в команде.
2. Знакомство с симуляторами, работа с ними должна начинаться с начальных курсов обучения студентов в медицинском ВУЗе, так как раннее включение упражнений на симуляторах для отработки базовых методик родовспоможения способствует получению более глубоких знаний и приобретению лучших технических навыков.
3. Симуляционное обучение не заменяет, а только дополняет подготовку к реальной клинической практике, обеспечивая при этом безопасность пациентов.

Тема: Аккредитация, оценивание
Людмила Каушанская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: