Конференции / РОСОМЕД-2023 - XII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Опыт проведения Всероссийской Олимпиады по коммуникативным навыкам в медицине с применением технологии «симулированного пациента»

Опыт проведения Всероссийской Олимпиады по коммуникативным навыкам в медицине с применением технологии «симулированного пациента»

Автор(ы): Фомина Н.В., Халак М.Е.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Несмотря на реализуемые мероприятия со стороны Министерства здравоохранения и других ведомств, проблема эффективности коммуникации в медицинской практике продолжает оставаться достаточно острой. Однако за последние 20 лет для решения данного вопроса было сделано достаточно много. Так во многих медицинских вузах открыты и функционируют кафедры психологии, одним из направлений работы которых является развитие коммуникативной компетентности будущих врачей, а для практикующих врачей проводятся тренинги и семинары. В профессиональном сознании многих врачей и медицинских сестер постепенно укрепляются позиции пациент-центрированного подхода во взаимодействии с субъектами медицинского дискурса, формируется понимание того, что без включения пациента в коммуникацию с врачом, внимательного отношения к его проблемам не будет качественного лечения. На уровень реальных умений, а тем более сформированных навыков такая позиция еще не вышла и принимается далеко не всеми врачами и студентами медицинских вузов. По нашему мнению, решать вопрос нужно комплексно, с использованием самых разных психолого-педагогических технологий и с привлечением специалистов различного профиля: конфликтологов, менеджеров, юристов, управленцев. Одной из таких возможностей стала Олимпиада по психологии общения, целью которой являлось развитие профессиональной компетентности в сфере коммуникации практикующих и будущих врачей, а также других специалистов, деятельность которых сопряжена с медициной.

Цель

Развитие коммуникативной компетенции врачей и студентов медицинских вузов средствами Всероссийской Олимпиады по психологии общения медиков.

Материалы и методы

Кафедра общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России шесть лет осуществляет планомерное и системное обучение студентов – будущих врачей коммуникативным навыкам, начиная от первого курса до групп клинических ординаторов, а также практикующих врачей. Тем не менее, такое значимое научное, образовательное и культурное событие как Олимпиада по психологии общения организовывалось нами впервые. Учитывая, что проблема коммуникации врачей носит комплексный характер, мы привлекли две группы: «медики» и «не медики». В группу «медиков» для участия в Олимпиаде были приглашены как студенты медицинских вузов, так и практикующие молодые врачи, уже имеющие собственный опыт работы с пациентами. Группу «не медиков» составили студенты, профессиональная деятельность которых так или иначе соприкасается с медициной: клинические психологи, конфликтологи, менеджеры, педагоги, дефектологи. Задания для первой и второй групп участников были разными с учетом профиля соревнующихся, однако все они подразумевали общение, коммуникацию, умение взаимодействовать в команде, активизацию мыслительной деятельности.
Олимпиада проводилась в два этапа. Первый этап – индивидуальное соревнование. Он включал письменное решение кейсовых заданий, где участники медицинского и немедицинского профиля показывали свое понимание ситуации и знание способов ее решения. Второй этап – соревнование команд, для которого был разработан комплекс заданий творческого характера, связанных с медицинскими коммуникациями на всех ее уровнях. В этой связи была активно использована технология диалога с симулированным пациентом. Для заданий был сняты ролики, в которых в качестве врача и пациента выступали специально обученные технологии симулированного пациента «актеры» - преподаватели медицинского вуза – врачи и психологи (для роли пациента). Участники олимпиады должны были определить ошибки коммуникации, показать, как можно было бы взаимодействовать более эффективно. В кейсы были заложены вопросы, связанные с назначением препаратов, информированием пациента, решением эмоционально напряженных ситуаций коммуникации. В качестве одного из заданий для студентов «не медиков» было организация интервью специалиста, представляющего интересы клиники, с «жалобщиком» с целью разобраться в ситуации и не допустить движение жалобы в вышестоящие органы. Студенты «не медики» снимали трехминутный ролик такого интервью. Заметим, что все кейсовые ситуации были взяты из реальной практики и специально обработаны для Олимпиады.

Результаты

В мероприятии участвовали 13 команд из разных вузов и клиник г. Н. Новгорода, Арзамаса, Сарова, Саранска. Состав жюри был представлен преподавателями медицинского вуза, главными врачами, а также представителями Министерства здравоохранения Нижегородской области. Опыт проведения Олимпиады оказался успешным.

Обсуждение

Была продемонстрирована актуальность и необходимость обучения данной дисциплине как для студентов, так и для врачей, а для медиков выявил множество «слепых пятен» медицинской коммуникации и показал направления профессионального развития в сфере психологии общения.
Сочетание взаимодействия медиков и «не медиков», студентов и врачей дало богатый опыт разного видения одной и той же ситуации для ее анализа, размышления, понимания.
Подобного рода соревнования уникальным образом способствуют сплочению через совместную деятельность и умственную активность не только представителей команд, но и всех участников, Олимпиады, демонстрируя их причастность к решению сложных проблем медицинского общения.
Использование технологии «симулированный пациент» активно способствует созданию развивающей научно-образовательной среды и дает возможности для популяризации психологических знаний в области медицины, а также развивают профессионально-личностные ресурсы участников.

Выводы

Олимпиада по психологии общения стала важным событием как для его участников, так и для организаторов. Была выявлена важность вопросов, связанных с коммуникацией врачей актуальны для разных слоев общества и способствовала расширению спектра профессиональных знаний практикующих врачей и студентов медицинских и немедицинских вузов в области психологии общения в медицине.
Для нас как организаторов важно было отрефлексировать динамику рассуждений участников в плане решения коммуникативных задач для построения в дальнейшем маршрутов обучения коммуникации будущих врачей.

Тема: Коммуникативные навыки
Мария Халак

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: