Моделируя катастрофу: структурированный тренинг электрохирургической безопасности

Автор(ы): Отдельнов Л.А., Мухин А.С., Мамедов И.З.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность

Осложнения при использовании электрохирургического оборудования, такие как пожары в операционной и, подчас фатальные, ятрогенные повреждения по данным литературы ежегодно встречаются примерно у 40000 человек. Истинная же их распространенность неизвестна: по понятным причинам эти осложнения замалчиваются и их статистика не публикуется. Тем не менее, есть все основания полагать, что осложнения, связанные с применением высокоэнергетического инструмента, встречаются гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Об этом свидетельствует то, что, несмотря на повсеместное применение данного оборудования, хирурги разных стран и континентов недостаточно хорошо знакомы с принципами его работы, возможными осложнениями и правилами безопасности. По сводным литературным данным, около половины врачей хирургических специальностей, прошедших специальное анкетирование на знание вопросов электрохирургической безопасности, показали недостаточную осведомленность в этой проблеме.

Цель

показать собственный опыт проведения структурированного симуляционного тренинга по электрохирургической безопасности.

Материалы и методы

Сотрудниками Приволжского исследовательского медицинского университета разработана учебная программа «Основы безопасности и эффективности в электрохирургии», включающая в себя структурированный симуляционный тренинг. Целью последнего является моделирование электрохирургических осложнений в симулированных условиях. Курс включает в себя теоретический блок, посвященный как общим вопросам физики электрохирургического воздействия, так и подробному рассмотрению механизмов развития электрохирургических осложнений. Реализация симуляционной части осуществляется на биологических моделях (мясо комнатной температуры) с использованием высокочастотного электрохирургического генератора с набором электродов. Перед началом и по завершении обучения слушателям предлагалось пройти тестирование по общим вопросам электрохирургии и технике безопасности. За 2022-2023 учебный год обучение на данном курсе прошли 28 слушателей (ординаторы и врачи хирургических специальностей).

Результаты

структурированный симуляционный тренинг включает в себя несколько групп упражнений: 1) демонстрация биологических эффектов электрохирургического воздействия при разных настройках; 2) моделирование осложнений при использовании монополярного электрода; 3) моделирование осложнений, возникающих в результате токов утечки и альтернативных путей; 4) моделирование осложнений со стороны нейтрального электрода.
Выполняя первую группу заданий, обучающиеся последовательно наносили монополяром на биологической модели разрезы, равные по времени воздействия, но отличающиеся настройками режимов и мощности. После поперечного рассечения ткани скальпелем, обучающимся предлагалось сделать самостоятельные выводы о характере изменений тканей при различных режимах воздействия. Вторая группа упражнений включала воспроизведение ожогов тканей посредством работы инструментом с поврежденной изоляцией, развития эффекта прямого пробоя, пробоя изоляции резиновой перчатки, ожога остаточным теплом электрода, возникновения вольтовой дуги при коагуляции вблизи металлической клипсы. Упражнения третьего раздела демонстрировали индукционные токи, воспроизводили ожоги в результате их развития, ожоги при туннелировании электрического тока и возникновении альтернативных путей. Заключающая рубрика упражнений моделировала ожоги в области пластины нейтрального электрода.
Предварительное тестирование показало, что медиана правильных ответов составила 46%. При итоговом тестировании данный показатель увеличился до 92%.

Обсуждение

Учитывая то, что практически все электрохирургические осложнения потенциально предотвратимы, создание эффективных образовательных программ является важной задачей медицинского образования. Наиболее известной в мире является программа «Fundamental Use of Surgical Energy» (FUSE), разработанная Обществом американских гастроинтестинальных и эндоскопических хирургов (SAGES). Внедренная в ряде стран, данная программа была дополнена структурированным симуляционным тренингом, что позволило добиться более хороших результатов по сравнению с дидактическим курсом, лишенным симуляции. Наш опыт показывает, что практические занятия, воспроизводящие электрохирургические осложнения, очень эмоционально воспринимаются обучающимися, и дают хороший результат усвоения информации. На наш взгляд, предоставленная слушателям возможность самостоятельно делать выводы из результатов предложенных заданий, способствует лучшему запоминанию ключевых аспектов электрохирургической безопасности.

Выводы

Обучающие программы по вопросам электрохирургической безопасности, дополненные структурированным симуляционным тренингом, следует активно внедрять в образовательные программы ординаторов и курсы повышения квалификации врачей хирургических специальностей.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Леонид Отдельнов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: