Автор(ы): О.Ю. Халидуллина, С.А. Ушакова, А.Д. Петрушина, И.Д. Кайб, Р.В. Муленко, С.Д. Лазарев
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ
Актуальность
Во многих зарубежных исследованиях сообщается, что частота анафилаксии увеличилась за последние десятилетия во всех возрастных группах с повышенным риском худшего исхода у подростков, у лиц с сопутствующими заболеваниями. Это связано частично с неспособностью детей раннего возраста точно описать симптомы, отсутствием (до 40%) кожных проявлений в медикаментозно-индуцированных случаях, отсутствием измерения триптазы и трудностями в точной оценке артериального давления, особенно у младенцев. К тому же у 15% детей с анафилаксией могут возникать двухфазные реакции, следующие после первоначального улучшения, через определенный промежуток времени.Эти данные свидетельствуют о необходимости постоянного обновления знаний врачей по участившемуся угрожающему жизни и трудно диагностируемому экстренному состоянию у детей с формированием, отработкой и сохранением стойких практических навыков во времени по диагностике и тактике лечения анафилаксии.
Цель
Определить частоту диагностики анафилаксии у детей врачами педиатрами в разных возрастных группах с использованием клинических задач с последующей отработкой сценария симуляционного обучения по диагностике и стабилизации состояния ребенка в клинической ситуации «Анафилаксия» с использованием структурированного подхода на основе алгоритма ABCDE.
Материалы и методы
За период 2018-2023 г.г. на кафедре педиатрии и неонатологии Института материнства и детства ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» под руководством профессора, д.м.н. А.Д. Петрушиной для определения уровня исходных знаний протестировано с использованием клинических задач по анафилаксии до начала обучения 245 врачей педиатров с различным стажем практической работы. Проведены лекционные занятия и предложены для самостоятельного изучения современные материалы по теме с последующими практическими занятиями в Мультипрофильном симуляционном центре (руководитель, к.м.н. С.Д. Лазарев) на роботе симуляторе VI уровня реалистичности Pedia-Sim. После соответствующего брифинга врачам педиатрам предоставлялась возможность самостоятельно диагностировать и принимать решения по тактике лечения с последующим обязательным дебрифингом. Использовались разработанные на кафедре пять основных возможных вариантов действий обучающихся и развития ситуации клинического сценария симуляционного тренинга врачей педиатров при моделировании ситуации «Анафилаксия у детей» (протокол заседания кафедры № 12 от 27 февраля 2018 г.). Далее проводилась отработка подходов к диагностике и стабилизации состояния ребенка с анафилаксией по алгоритму ABCDE. За период 2020-2021 г.г. (ограничения в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19) у 80 врачей обучение проводилось онлайн с применением дистанционных методик: видеолекции, практические занятия, решение ситуационных задач с последующим онлайн обсуждением. При очном обучении 165 врачей в группах было от 10 до 15 человек. Всем участникам обучения проводилось анкетирование, проанализирован стаж и место работы (стационар, поликлиника, дежурства в стационаре врачей первичного звена).
Результаты
Слушатели со стажем работы до 5 лет составили – 12,5%, до 20 лет – 67,5%, более 20 лет – 20%. В практической деятельности с диагнозом анафилаксия встречалось 30% врачей, в основном среди имеющих стаж более 20 лет и среди тех, кто работал в стационаре. При анализе 245 ответов на клинические задачи диагноз анафилаксии правильно установлен был в 35% случаев, с равной частотой среди врачей, имеющих различный стаж практической деятельности. Остальные 65% участников диагноз формулировали как «острая аллергическая реакция», соответственно в терапии не использовали патогенетический препарат адреналин и не реализовывали весь алгоритм действий при анафилаксии. Большая часть специалистов считали, что «анафилаксия очень редкое состояние», и даже при стаже работы более 20 лет в 96% случаев не встречались с подобным состоянием. Многие специалисты, в основном из первичного поликлинического звена, считали, что в своей работе «никогда не встретят анафилаксию».
Обсуждение
Клиническая ситуация «Анафилаксия» внесена также в объективный структурированный экзамен при прохождении первичной специализированной аккредитации для всех детских специалистов с 2018-2019 гг. и имеется в паспорте экстренная медицинская помощь детям от 1 года до 8 лет. Таким образом врачи со стажем работы до 5 лет ранее имели возможность готовиться по данному алгоритму. Врачи с большим стажем, не проходившие сдачу практических навыков при периодической аккредитации, на циклах повышения квалификации с данной методикой обучения сталкивались впервые. Отработка сценария с использованием алгоритма АВСDE имеет ряд особенностей во время прохождения экзамена и некоторые отличия в реальной клинической практике, что необходимо было совместить при прохождении тренинга. При обучении слушателей от преподавателя требуются не только знания, умения, изложенные в чек-листе по данной ситуации, но и практическое видение того или иного действия при выполнении алгоритма, возможность применить его на практике: последовательность действий и в то же время – гибкость, раннее введение адреналина, так как при анафилаксии время играет важную роль. С одной стороны, при явной связи с аллергеном и появлении кожных высыпаний в сочетании с вовлечением дыхательной системы и других симптомах узнать анафилаксию не составляет труда, но при отсутствии кожных проявлений, явного анамнеза от педиатра требуется полное исполнение алгоритма осмотра и стабилизации АВСDE, который позволяет выявить приоритетную систему, в которой произошли нарушения. При анкетировании врачи в 100% случаев оценивали обучение как важное, необходимое и рекомендовали использовать симуляционные методики с увеличением количества часов в следующих циклах.
Выводы
Анафилаксия по-прежнему потенциально опасная для жизни реакция, трудно диагностируемая у детей, увеличивающаяся как по распространенности, так и по частоте. Формирование навыка действий в данной ситуации и закрепление в динамике необходимо врачам всех специальностей.
Оксана Халидуллина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.