Методика обучения хирургическим манипуляциям на примере интракорпорального шва

Автор(ы): Климаков А.В., Шабунин А.В., Логвинов Ю.И.

Город: Москва

Учреждение: ГБУЗ ГКБ им. С.П.Боткина

Актуальность

Важной составляющей компетенций врачей хирургических специальностей является способность выполнять лапароскопические вмешательства (ЛВ).
Одним из ключевых умений для ЛВ является выполнение интракорпорального шва (ИКШ), различных видов узлов: интракорпорального хирургического (ИХУ) и интракорпорального скользящего (ИСУ) узлов.
Владение техникой ИКШ определяет спектр ЛВ для хирурга.
ИКШ представляет собой сложный произвольный двигательный акт, освоение техникой которого требует специальных методик обучения. Известны общие принципы осознанной практики Ericsson K.A.:
• регулярные многократные повторы нужных движений;
• сегментация, разделение сложного навыка на отдельные составные части и концентрация усилий на их отработке;
• постоянная обратная связь, оценка и корректировка исполнения;
• нарастание уровня сложности движений.
Также известным подходом к обучению мануальным техникам является «4-шаговый подход Пейтона (Peyton)»: демонстрация, разделение на элементы, осознание, исполнение.
В настоящее время неотъемлемой частью учебных программ по освоению ИКШ является симуляционное обучение (СО). Целью таких программ является формирование у врачей (далее – Слушатели) умения выполнять ИКШ в реальной практике. Однако цели СО достигаются не всегда: доля врачей, применивших ИКШ после СО в реальной практике, составляет от 44% до 72,2%.
Известны стандарты аттестации слушателей лапароскопических курсов: БЭСТА, FLS и др.; имеются иллюстрации в этапами выполнения узлов. В то же время публикаций обучающих программ с описанием методик обучения ИКШ обнаружить не удалось.
Обнаруженные в интернет-ресурсах видеоматериалы с демонстрацией процесса формирования ИКШ дают зрительное представление о технике формирования ИХУ и ИСУ, что может быть использовано для обучения. Но данные материалы не содержат комментариев, рекомендаций по правильному исполнению и профилактике ошибок. Таким образом, не удалось обнаружить программу обучения ИКШ, в которой уделено внимание отработке техники на всех этапах формирования ИКШ. Кроме того, отмечается отсутствие единообразной техники и стандартизации процесса обучения ИКШ.

Цель

усовершенствование обучения интракорпоральному шву; стандартизация процесса обучения ИКШ.

Материалы и методы

Разработана усовершенствованная методика обучения ИКШ (далее - Методика), которая применена в Учебно-аккредитационном центре – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы в рамках программы повышения квалификации для врачей хирургов «Интракорпоральный шов в лапароскопической практике. Базовый курс» в 2018-2022 гг.
Основные элементы Методики:
• высокая реалистичность симуляционных условий;
• применение авторских тренажеров для отработки ИКШ
• исходное тестирование функций, необходимых для лапароскопических умений;
• соблюдение оптимального режима труда и отдыха: перерывы через 20-30 минут работы на тренажерах;
• применение авторского способа выполнения ИСУ;
• просмотр авторских учебных фильмов с комментариями преподавателя и «живая» демонстрация;
• принцип фасилитации: начинать обучение с облегченных условий, с постепенным усложнением заданий;
• фокус на активацию работы недоминантной руки;
• фокус на развитие функции зрительно-пространственной ориентации;
• фокус на манипуляции с иглой;
• отработка формирования ИКШ отдельными фрагментами;
• использование видеозаписи аутоисполнения и самоконтроля.
Изучение результатов обучение по Методике проводилось в группе хирургов, прошедших обучение в 2018-2022 гг. и соответствовших критериям: отсутствие обучения ИКШ ранее и в последующие 3 месяца, возвращение к выполнению ЛВ после СО. Данные получены методом структурированного интервью хирургов с помощью опросного листа. Оценивали долю хирургов, которые применили ИКШ, включая ИХУ и ИСУ, в практике, а также дополнительные результаты: влияние СО на чувство уверенности при проведении ЛВ, продолжительность и расширение спектра ЛВ.

Результаты

Данным критериям соответствовали 52 врача, из них 40 мужчин (76,9%) и 12 женщин (23,1%) со стажем выполнения ЛВ от 0 до 25 лет. 18 хирургов (34,6%) не применяли ИХУ до начала обучения. Из них 16 (88,9%) начали применять ИХУ в ближайшие 3 месяца после СО. Этот показатель выше ранее опубликованных данных (44%-72,2%).
Не применяли ИСУ до начала обучения 48 (92,3%) врача; и них 35 (72,9%) начали использовать ИСУ после СО. Никто из участников не отметил осложнений, связанных с выполнением ИКШ.
Помимо внедрения ИКШ, ИХУ и ИСУ в практику, большинство хирургов (67,3%) отметили расширение спектра ЛВ, повышение уверенности во время операций (84,6%) и сокращение длительности вмешательств (73,0%).
Как видно из представленных данных, основной показатель эффективности примененной Мтодики - частота переноса в практику - выше такового, продемонстрированного в прежних публикациях.

Выводы

1. Владение ИКШ является ключевым умением для выполнения ЛВ, сложным в исполнении и обучении;
2. применение усовершенствованной методики обучения ИКШ повышает эффективность обучения ИКШ, увеличивая реализацию умения в практике;
3. методика позволяет стандартизировать процесс СО ИКШ;
4. методика может быть рекомендована для широкого внедрения в практику подготовки врачей хирургического профиля

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александр Климаков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: