Анализ эффективности обучения с использованием симуляционных технологий

Автор(ы): Чечик Н.М., Абельская И.С., Слободин Ю.В., Каминская Т.В., Кухарчик М.С., Борушко О.С.

Город: Минск

Учреждение: ГУ "Республиканский клинический медицинский центр" Управления делами Президента Республики Беларусь

Актуальность

Современное последипломное медицинское образования является важным для развития у обучающихся широкого спектра возможностей и практических навыков без риска нанесения вреда пациенту должно соответствовать высокотехнологичным методам эволюции и изменению окружающей информационной среды. Высокие требования к освоению практических навыков на этапе последипломного образования делают виртуальные технологии в медицинском образовании ключевым направлением и представляют собой активный процесс, в ходе которого обучающийся связывает теоретические знания и практические навыки. В мировой медицинской практике накоплен большой опыт, доказывающий эффективность симуляционного обучения. В начале 2023 г. было создано Белорусское общество симуляционного обучения в медицине (БОСОМ), в котором объединились профессионалы в области подготовки медицинских кадров без риска для пациента и врача, с помощью симуляционных технологий. Симуляционные методики прочно вошли в систему медицинского образования и стали неотъемлемой частью подготовки кадров в здравоохранении РБ.

Цель

Изучить и оценить эффективность сценариев симуляционного обучения на основании проведенного анонимного анкетирования среди слушателей образовательных программ повышения квалификации и обучающих курсов

Материалы и методы

Оценка эффективности обучения изучалась методом обратной связи, полученной от специалистов и касалась теоретических знаний и практических навыков, приобретенных слушателями в результате освоения образовательных программ повышения квалификации, и практической ценности методик симуляционного обучения. Средством для сбора сведений использовался метод анкетирования. По завершении обучения слушателям предлагалось оценить качество обучения в симуляционном центре РКМЦ по специально разработанной анкете. Анкета включает в себя 50 вопросов, разнообразных по содержанию, разбитых на блоки в зависимости от специальности. Вопросы касались разделов удовлетворенности слушателя процессом обучения, качеством обучения в РКМЦ, вносились предложения по совершенствованию содержания образовательных программ и организации учебного процесса. В анкетировании участвовали слушатели программ с численностью не более 15 человек в группе, чтобы уменьшить влияние циклов с большим количеством людей на динамику изменения уровня удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми РКМЦ. Данные представлены в процентах, чтобы избежать разницы в общих цифрах по количеству ответов из-за разницы в количестве слушателей в группе.

Результаты

В нашем исследовании проанализировано 310 анкет слушателей методом случайного отбора за 2023 г. 94% это медицинские работники учреждений здравоохранения РБ и 6% немедицинские работники. Средний возраст слушателя 47 (34; 66) лет, количество женщин 78,0%, и 22,0% – мужчин. 42% работают в учреждении здравоохранения стационарного типа, 23% медицинские работники амбулаторного звена, 29% фармацевты, 6% немедицинские работники. 29% слушателей врачи различных медицинских специальностей, средний медицинский персонал 36%, фармацевты 29%. 20% специалистов высшей квалификационной категории, 36% первой, 32% 2-й квалификационной категорией, 12% не имеет категории
Основное количество слушателей проходят обучение образовательном симуляционном центре РКМЦ по причине повышение профессиональной квалификации 46%, приобретение новых практических навыков 32%, приобретения новых знаний 11%, смена профиля работы 9%, среди ответов о личной значимости обучения отметили приятное времяпровождение, приобретение новых коллег-2%.
В большинстве случаев специалисты различных профессиональных сфер деятельности проходят обучение по своему профилю, что подтверждается соответствием материала, полученного в ходе обучения. Высокую степень удовлетворенности отметили 72% слушателей. Максимальная оценка анкетирования профессионального обучения 10 баллов. Высоко оценено (9,8 баллов) методическое мастерство преподавателя, новизну полученного материала, соотношение теоретического и практического блоков. Степень удовлетворенности теоретическим и практическим материалом 9,2 балла. Удовлетворенность материально- техническим оснащением и симуляционным оборудованием 10 баллов. Организационное обеспечение обучения 10 баллов. В оценке полученных знаний и практических навыков 80% слушателей отметили, что смогут самостоятельно работать после обучения. В результате освоения практических навыков 75% слушателей остались полностью удовлетворены. Хирургический симуляционный тренинг оценивался в баллах по оценочному листу GOALS (Глобальная Оперативная Оценка Лапароскопических Навыков), по результатам 83% получили максимальные зачетные баллы по базовым и продвинутым навыкам лапароскопической хирургии.

Обсуждение

Анализ эффективности по данным анкетирования позволил определить, что специалисты обучаются с целью повышения квалификации и приобретения новых теоретических знаний и практических навыков, соответствующих современным требованиям в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Тематика предлагаемых образовательных программ с применением симуляционных технологий актуальна и востребована. Высока значимость приобретенных практических навыков в результате освоения соответствующих образовательных программ, обучение специалистов максимально приближено к условиям практической деятельности, что обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний и овладение мануальными навыками, готовность к самостоятельному решению конкретных практических задач и с меньшим количеством ошибок.

Выводы

Симуляционное обучение позволяет совершенствовать мануальные навыки и клиническое мышление, ускорять внедрение новых технологий в практическую деятельность лечебных учреждений без потери качества данных технологий и с сохранением безопасности их внедрения для пациентов и минимизацией лечебно-диагностических ошибок. Симуляционный центр РКМЦ на высоком методологическом и профессиональном уровне проводит симуляционное обучение по актуальным медицинским направлениям.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Наталия Чечик

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: