Создание системы тренингов оказания первой помощи по телефону для студентов-медиков

Автор(ы): А.Ю. Гапонов, И.И. Долгина

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ Курский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Важность обучения коммуникативным навыкам и роль в этом симуляционных тренингов в настоящее время уже не ставится под сомнение, особенно после длительного периода дистанционного обучения из-за пандемии коронавируса. В то же время, изолированный коммуникативный тренинг не так интересен для студентов и не вызывает такую же вовлеченность, как комплексный с одновременной отработкой практических навыков. Поэтому для того, чтобы проводить занятия максимально эффективно и одновременно повышать мотивацию обучающихся, коллектив ФАЦ КГМУ много лет поддерживает массовое олимпийское движение и постоянно ищет новые форматы тренингов. В процессе регулярной работы со студентами мы выявили несколько системных проблем:
- теоретические знания далеко не всегда удается применить в состоянии стресса;
- многие практические навыки делаются на уровне мышечной памяти, но студентам бывает сложно доступно и эффективно объяснить, что и зачем нужно делать, что ведет к системным коммуникативным и техническим ошибкам;
- студентам бывает сложно импровизировать, поэтому даже простые изменения условий тренинга - свет, звук, другие укладки и т.д. вызывают стресс и значительно снижают процент выполнения оценочных листов сценариев.
Таким образом, возникла задача создать вариант тренингов, который может быть массовым, легко воспроизводимым, интересным для участников и выполняющий поставленные цели обучения. Анализируя новостную повестку, мы заметили регулярные новости о том, как во всех уголках мира люди оказывают первую помощь, принимают роды, проводят базовую реанимацию и так далее под контролем диспетчеров скорой помощи по телефону. В России подобные сюжеты тоже встречаются регулярно, телефонное консультирование входит в задачи СМП и проводится регулярно, но мы не обнаружили какой-либо регулярной практики проведения образовательных программ на эту тему. В то же время, на Западе диспетчеры 911 в процессе обучения тренируются именно в симулированных условиях с актерами, проходят регулярный дебрифинг в процессе уже настоящей работы, специалисты по обучению анализируют записи звонков и прорабатывают с сотрудниками системные ошибки. Отметим, что западные диспетчеры используют наборы блок-схем для разных ситуации. В наших тренингах мы полагаемся только на знания и импровизацию студентов, так как а) в России подобные гайдлайны официально не утверждены, и главное - б) это убьет всю идею тренинга. Смогут ли студенты успокоить пострадавшего, объяснят ли простым языком, что и почему нужно делать, найдут ли необходимые подручные предметы, проанализируют ли факторы угрозы?

Цель

Создание системы телефонных тренингов первой помощи по телефону, в которой участник выступает в роли диспетчера скорой помощи, включающую в себя сценарии, пул актеров и оценочные листы, с последующим проведением регулярных тренингов и оценкой их эффективности.

Материалы и методы

Сценарии создавались самостоятельно, почти везде ситуация могла ветвиться исходя из решений участников тренинга. Оценочные листы создавались на основе сценария после нескольких тестовых прогонов, анализа тематической литературы, в том числе иностранных руководств. Для оценки эффективности проводился опрос студентов и регулярное тестирование в процессе прохождения программы.

Результаты

В настоящее время в основном пуле шесть сценариев: травматическая ампутация кисти звонящего бензопилой на даче, второй период родов у жены вызывающего, остановка кровообращения у отца двух звонящих дочерей, ДТП, в результате машина звонящего тонет в озере, пожар, стрелок в школе. Как видно, большая часть сценариев, помимо работы с пострадавшим, включает большой блок знаний по ОБЖ и позволяет актуализировать их в интерактивной форме. Во всех случаях требуются навыки первой психологической помощи, чтобы успокоить звонящего и мотивировать его на самостоятельные действия - сценарии подобраны так, что нельзя просто дождаться службу спасения. Всего проведено 344 тренинга - 57 часов чистого разговора, в том числе 18 тренингов на английском языке для иностранных студентов. Разработаны внутренние методические рекомендации для преподавателей, мини-курс для актеров. Тренинги объединены в мини-курс, в который вошли также теоретические блоки и промежуточные упражнения. Оценка эффективности проведена несколькими способами. В первую очередь, при анализе ключевых точек в оценочных листах эффективность студентов вырастала в среднем на 20%, тестирование по знаниям алгоритмов первой помощи и обеспечения личной безопасности показало улучшение результата в среднем на 29%. В опросах студенты в подавляющем большинстве случаев отмечают, что такой формат занятий интересен, релевантен к реальной практике, способствует развитию коммуникативных навыков. Первые выпускники этой программы уже закончили ординатуру, некоторые работают в роли старших врачей и руководителей подстанций СМП и отмечают высокую реалистичность сценариев.

Обсуждение

Высокие результаты программы объясняются прежде всего мотивированной командой. Актеры - многолетние волонтеры олимпийского движения, студенты участвуют в занятиях добровольно. Значительные требования к сценариям - они должны предусмотреть разные ветвления и повороты сюжета, подробно описывается место действия и набор используемых предметов. Важно описать все медицинские данные пациента тем языком, который использует звонящий, прописать характеры персонажей. Конечно, высочайшие требования к конфедератам - они должны прекрасно знать сценарий, быть готовы импровизировать, адекватно реагировать на все рекомендации участников, иметь богатейшую фантазию. Всего через такие тренинги в КГМУ прошли 410 студентов-участников и 48 организаторов-волонтеров.

Выводы

- при наличии системы и мотивированной команды можно в пустой комнате мгновенно создать любой сценарий - от дачи до ядерной катастрофы;
- разговором по телефону действительно можно развить коммуникативные навыки;
- повышается эффективность использования знаний, когда студент действительно готов применить алгоритмы в стрессовой ситуации.

Тема: Коммуникативные навыки
Алексей Гапонов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: