Опыт обучения навыкам реконструктивной микрохирургии в институте микрохирургии (г. Томск)

Автор(ы): Филяева А.С., Яриков А.В., Байтингер А.В., Байтингер В.Ф., Селянинов К.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский окружной медицинский центр ФМБА, г. Нижний Новгород; Городская клиническая больница №39, г. Нижний Новгород

Актуальность

Микрохирургическая технология повсеместно вошла в практику ряда хирургических специальностей: нейрохирургия, сосудистая хирургия, челюстно-лицевая хирургия, травматология и ортопедия, онкология, оториноларингология, офтальмология, пластическая хирургия и др. В настоящее время микрохирургия представляет собой технологию, которая определяет исходы лечения и качество жизни. В связи с этим чрезвычайно востребованными являются программы по обучению микрохирургии, проводимые на базе различных медицинских клиник, центров и университетов.

Цель

Анализ эффективности внедрения cимуляционного обучения по формированию навыков реконструктивной микрохирургии в институте микрохирургии (г. Томск).

Материалы и методы

Программы по обучению микрохирургии в Сибирском регионе на базе АНО НИИ Микрохирургии (г. Томск) стартовали с 2011 г. Реализация программ осуществляется совместно с Сибирским государственным медицинским университетом (СибГМУ) г. Томск и Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) г. Красноярск.
В целях методического сопровождения цикла был разработан и в 2012 г. издан практикум «Введение в микрохирургию», который активно используется в реализации учебной программы.
Программа обучения состоит их двух разделов – теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
– история развития микрохирургии;
– виды сосудистых швов;
– виды швов нервов;
– шовный материал.
Практическая часть:
– знакомство с операционным микроскопом и правила работы на нем;
– знакомство с микрохирургическим инструментарием, отработка навыков наложения швов на перчаточной резине;
– наложение микрохирургического сосудистого шва на искусственной модели кровеносного сосуда (диаметр 1–2 мм), формирование сосудистых анастомозов по типам: «конец-в конец», «конец-в-бок»;
– «живая хирургия» – микрохирургический шов бедренных артерии, нервов и вены, сонной артерии, аорты. Модель – белая крыса.
Также происходит активное привлечение курсантов к работе в операционной и обсуждении пациентов.
После пройденного цикла выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.
По окончании каждого цикла обучения проводится анонимное анкетирование участников с целью выяснения их удовлетворенностью качеством обучения в целом, а также пожеланий по совершенствованию учебного процесса.

Результаты

В период с 2011 г. базе АНО НИИ микрохирургии прошли обучение более 100 врачей из разных городов РФ, а также стран СНГ: Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Австрия. За это время в РФ возрос интерес к реконструктивной микрохирургии и увеличилось количество микрохирургических операций.
Наличие на постоянной основе на базе АНО НИИ Микрохирургии обучающего класса позволяет хирургам поддерживать микрохирургические навыки на надлежащем уровне.

Обсуждение

Микрохирургия появилась как результат прогресса в медицине по мере усложнения задач, которые ставили перед собой хирурги, и стал возможен благодаря совершенствованию технического прогресса – появлению операционного микроскопа и микрохирургического инструментария.
Традиционно приобретение новых навыков в хирургии происходит непосредственно при выполнении хирургических вмешательств, когда молодой специалист постепенно обучается, ассистируя опытному хирургу. К сожалению, в отношении навыков микрохирургии этот подход является несостоятельным. Вместе с тем, ряд исследований убедительно показывают, что отработка микрохирургических навыков на моделях позволяет существенно сократить количество ошибок и повысить качество операций.
Современные технологии и навыки специалистов в области реконструктивной микрохирургии позволяют решать проблему восстановления утраченных покровных и костных тканей скелета в один этап с наибольшей эффективностью, а также проводить реплантацию конечностей или их частей. Дефицит подобных специалистов является общепризнанным, что приводит к росту инвалидизации и смертности.

Выводы

Обучающие программы по микрохирургии позволяют сформировать начальные микрохирургические навыки, которые в дальнейшем становятся базой для профессионального роста.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Анастасия Филяева

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: