ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАНУАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПО МОДУЛЮ «КАРИ-ЕСОЛОГИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ»

Автор(ы): В.В. Ростовцев

Город: Воронеж

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Современный уровень развития стоматологических технологий выдвигает качественно новые требования по методикам обучения практическим умениям как на этапе вузовского, так и послевузовского образования. Акту-альность проблемы подтверждается и обширной законодательной базой.
Существующая методика обучения на фантомах не обеспечивает долж-ного уровня практических умений. При традиционной системе выше риск для пациентов; лечебные мощности используются неэффективно и не по назначению; в ходе выполнения учебной манипуляции требуется присутствие наставника; обучение зависит от графика работы клиники и наличия изучаемой патологии; нет возможности повтора манипуляции или вмешательства. Кроме того, оценка уровня практической подготовки обучающихся, проводится субъективно.
Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающих у молодых специалистов при проведении первых вмешательств на реальных пациентах.
Таким образом, становится очевидным, что на сегодняшний день, необходимо внедрение в учебный процесс программ симуляционного обучения по различным разделам стоматологии, что и определило актуальность данного исследования.

Цель

Определение эффективности метода симуляционного обучения по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов» в клинических условиях.

Материалы и методы

С точки зрения статистики работа представляет собой двухстадийное проспективное нерандомизированное исследование. С научной точки зрения – завершенное исследование по разработке и внедрению оптимизированной программы виртуально-симуляционного метода обучения одонтопрепарирования опорных зубов при протезировании несъемными ортопедическими конструкциями.
Материалом исследования 1 этапа явились 104 человека, в 2012 г. сту-денты 3 курса обучающихся по модулю «Кариесология и заболевания твер-дых тканей зубов». Все студенты были разделены на две группы – контроль-ную (54 человека) где обучение мануальным навыкам проводилось по тра-диционной методике с использованием тренинга на стандартных фантомах и группу исследования (50 человек) где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования кариозных полостей с ис-пользованием стоматологического симулятора V поколения CDS 100 (EPED, Тайвань).
Материал исследования 2 этапа представили 68 человек, участвовав-ших в 1 этапе, на 2016 год молодые специалисты различных стоматологических учреждениях. Все участники исследования были разделены на две группы – контрольную (30 человек), где обучение мануальным навыкам на 3 курсе проводилось по традиционной методике и группу исследования (38 человек), где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования.
Помимо геометрии препарирования включающую в себя объем препарирования (качество некротомии), соотношение углов и стенок кариозной полости, программа оценивает количество повреждений соседних зубов, гладкость адгезионных поверхностей эмали и дентина, а также перфорацию пульповой камеры. Устанавливался 15% допуск отклонения от «идеальных» параметров, с вычетом баллов за каждое нарушение протокола препарирования. Минимальное количество баллов необходимых для успешной сдачи испытания – 70.
Критериями оценки качества одонтопрепарирования на 2 этапе исследования в контрольной группе и группе исследования служили результаты чек-листов и объективный контроль качества некротомии при помощи кари-ес-маркера.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандарт-ного пакета Statistika 13.1. В качестве метода многомерной статистики при-меняли кластерный анализ по методу К-средних.

Результаты

Анализируя результаты исследований в контрольной группе, можно утверждать, что основной причиной необходимости дополнительной меха-нической коррекции кариозной полости, как на 1, так и на 2 этапе исследования, является неадекватность некротомии с показателем ANOVA фактора 1.15 для 1 этапа исследования и 1.21 для 2 этапа, что свидетельствует о ста-тистической тождественности предикторов этой группы.
В группе исследования, обнаружено отсутствие статистически достоверной разницы качества некротомии на 1 и 2 этапах исследования, ANOVA фактор 0.85, что свидетельствует о статистической значимости предиктора предварительное приобретение автоматизма движений, полученное при ра-боте с симулятором.
Таким образом, применение компьютерного стоматологического симу-лятора CDS 100 в сочетании с базисной методикой обучения мануальным навыкам на этапах вузовского обучения студентов обеспечивает высокий уровень приобретения, а главное «выживаемости» практических умений.
Применение в образовательной программе CDS 100 позволяет добить-ся значительного снижения затраченного времени для достижения планируемого результата, использовать объективную оценку результатов обучения, как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Тема: Стоматология
Владимир Ростовцев

ПРИМЕНЕНИЕ СИМУЛЯЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАНУАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПО МОДУЛЮ «НЕСЪЕМНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ»

Автор(ы): В.В. Ростовцев, Б.Р. Шумилович

Город: Воронеж

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Цель

Определение эффективности симуляционного метода обучения мануальным навыкам по модулю «несъемное протезирование».

Материалы и методы

Материалом 1 этапа исследования явились 82 человека, студенты 3 курса, (1 группа, обучение с использованием стандартных фантомов и 2 группа, где применялся симулятор V поколения CDS 100). Качество манипуляции оценивалось по стандартному чек-листу, входящему в комплектацию симулятора. Материал 2 этапа – 48 человек, участвовавших в 1 этапе и раз-деленные на группы аналогично 1 этапу, на 2016 год молодые специалисты. Объективная оценка качества препарирования на 2 этапе производи-лась с помощью сканера Zirkozahn arti s600 и разработанного чек-листа [Пат. 2578813 РФ, МПК С1 5/00 G09B 23/28 (2006.01) «Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба»]. Препарирование производилось под стандартную процедуру протезирования металлокерамической и цельнокерамической коронкой.

Результаты

При статистической обработке результатов чек-листов в 1 группе основной причиной необходимости дополнительной коррекции опорных зубов как на 1, так и на 2 этапе являлась неадекватность зубодесневого уступа с показателем ANOVA фактора 1.1 для 1 этапа исследования и 1.15 для 2 этапа, что свидетельствует о статистической тождественности предикторов этой группы. Во 2 группе обнаружено отсутствие статистически достоверной разницы качества выполненных зубодесневых уступов на 1 и 2 этапах исследования, ANOVA фактор 0.9, что свидетельствует о статистической значимости такого предиктора как предварительное приобретение автоматизма движений, приобретенное при работе с симулятором.

Выводы

Применение компьютерного интерактивного симулятора CDS 100 обеспечивает более высокий уровень приобретения и «выживаемости» практических умений.

Тема: Стоматология
Владимир Ростовцев

Опыт применения симуляционных технологий для обучения интернов и резидентов в НАО «Медицинский Университет Астана» Республики Казахстан

Автор(ы): асс. Есжанова А.А., доц. Сейдуллаева Л.А., асс. Разумова Р.Р., асс. Халмуратова К.Ж., гл.спец. Досжанова Г.Н., MD PhD Абдулдаева А.А.

Город: Нур-Султан

Учреждение: НАО МУА РК (Некомерческое акционерное общество Медицинский Университет Астана)

Актуальность

Внедрение симуляционных методов обучения – одно из важнейших направлений в совершенствовании подготовки интернов и резидентов в медицинском вузе.
В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокий риск. С помощью симуляционных методов обучения можно многократно и точно создавать клинические ситуации, что позволяет формировать у интернов и резидентов практические, профессиональные навыки оказания экстренной помощи до степени автоматизма, без риска для пациента.

Цель

Основной целью является улучшение качества образовательного процесса - подготовка высококвалифицированного врача специалиста акушера-гинеколога, владеющего обширным объемом теоретических знаний и практических навыков.

Материалы и методы

Обучение интернов и резидентов преподавателями кафедры акушерства и гинекологии интернатуры проводится в учебно-клиническом центре НАО «Медицинский университет Астана» РК на высоко реалистичном роботе- манекене «Sim Mom» согласно учебному расписанию занятий.
Были разработаны и заложены в компьютерную программу робота-симулятора клинические сценарии по оказанию экстренной помощи по критическим ситуациям акушерства таким, как: «Борьба с атоническим кровотечением в раннем послеродовом периоде»; «Оказание неотложной помощи при задержке частей последа в полости матки после родов»; «Экстренная помощь при вывороте матки»; «Неотложная помощь при приступе эклампсии»; «Неотложная помощь при тяжелой преэклампсии»; «Неотложная помощь при аномалии прикрепления плаценты»; «Неотложная помощь при акушерском сепсисе».
Перед проведением занятия преподаватель формирует команды из 3-4 обучающихся и предоставляет клиническую ситуацию. Обучающиеся заводятся в симуляционную палату, оснащенную роботом-манекеном, медицинским оборудованием, инструментами, медикаментами, где проводится оказание экстренной помощи.
Обстановка занятия максимально приближена реальной клинической ситуации. Проводится хронометраж времени и видеосъемка занятия. Преподаватель находится в соседней комнате и проводит наблюдение за действием обучающихся по видеокамере, для оценки разработаны чек-листы.
Подготовлены анкеты для обратной связи.

Результаты

Уровень оказания помощи зависит от уровня теоретической и практической подготовки интернов и резидентов. В результате этого некоторым командам удавалось сразу оказать помощь пациентке в полном объеме, о чем свидетельствовали показатели гемодинамики робота-манекена. Оценка практических навыков проводится по чек-листам.
После окончания занятия преподаватель с группой обучаемых проводит дебрифинг, просматриваются видеозаписи, обсуждаются упущенные возможности, допущенные ошибки в оказании экстренной помощи роботу-пациенту, заслушиваются мнения каждого участника. Оценка проводится путем самооценки интернов и резидентов, а также преподавателем.
Отмечается улучшение результатов оказания неотложной помощи обучающимися, например средний балл оценки «Борьба с атоническим кровотечением в раннем послеродовом периоде» перед демонстрацией и отработкой практического умения составил – 4,5 баллов, а после отработки на симуляторе повысился до 8,5 баллов.

Обсуждение

Для установления обратной связи и анализа результатов эффективности отработки практических навыков, используется анкетирование обучающихся.
Результаты проведенных анкетирований показали, что метод симуляционного обучения эффективен для отработки практических навыков интернов и резидентов, многократность и точность выполнения различных видов манипуляций, реализация и создание любых клинических сценариев помогает лучше освоить практические навыки не только по специальности, но и по смежным дисциплинам по оказанию помощи при различных реанимационных состояниях. Показатель удовлетворенности обучающихся качеством подготовки по результатам анкетирования составил 98%.
В последние годы в НАО «Медицинский университет Астана» РК сдача итоговых экзаменов проводятся у интернов и резидентов с использованием симуляционной технологии. Благодаря этому отмечается улучшение успеваемости по акушерству (с 78% до 85%), повышение уверенности обучающихся при оказании экстренной помощи при различных критических состояниях неотложной медицины.
Дальнейшие усилия преподавателей НАО «Медицинский университет Астана» РК будут направлены на совершенствование симуляционного обучения интернов и резидентов.

Выводы

1. Симуляционные технологии являются составной частью клинической подготовки интернов и акушер-гинекологов;
2. Формируют клиническое мышление, совершенствуют коммуникативные навыки, развивают возможность обучения управлению рисками при оказании неотложной помощи обучающихся;
3. Симуляционные технологии дают возможность объективно оценить знания обучающихся при сдаче итоговых экзаменов.
4. Обучение с использованием симуляционных технологий получают полное одобрение обучающихся.

Тема: Акушерство и гинекология
Алия Есжанова

Опыт использования стандартных сервисов Google при планировании деятельности симуляционно-тренингового аккредитационного центра

Автор(ы): Сухарев Д.А., Павловский Е.Б., Мутаиров Ш.И.

Город: Сургут

Учреждение: бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный университет"

Актуальность

Актуальность проблемы определяется повышением требований к учебному процессу, планированию работы учащихся в условиях ресурсных ограничений, накладываемых имеющейся материально-технической базой, так и нормами рабочего времени. В связи с этим задача ручного составления расписания и обработки заявок заметно усложняется. Выходом из сложившейся ситуации является автоматизация процесса создания учебного расписания и обработки заявок.

Цель

Повысить эффективность образовательного процесса, реализуемого в рамках подготовки студентов, ординаторов, слушателей курсов профессиональной переподготовки с применением симуляционных технологий, на основе автоматизации формирования расписания занятий в симуляционно-тренинговом аккредитационном центре без увеличения финансовых затрат..

Материалы и методы

В самом общем виде задача составления электронного расписания представляет собой распределение заданного конечного набора событий во времени и по имеющимся ресурсам. Обязательным условием является необходимость учета ограниченности ресурсов и иных возможных ограничений.
Перечень данных необходимых для формирования расписания можно разделить на 3 основные группы:
- исходные данные: заявки преподавателей, обучающихся, график работы образовательной организации;
- ресурсы: симуляционное, медицинское и иное вспомогательное оборудование, расходные материалы, набор помещений для проведения занятий;
- ограничения: вместимость помещений для проведения тренингов, количество тренажеров, манекенов, расходных материалов и др..
Стандартные сервисы Google, включая Google Forms, Google Apps Script, Google Sheets, Google Calendar и Google Mail позволили реализовать основные методики формирования электронного расписания занятий включая:
- метод имитационного моделирования, при котором алгоритм основанный на эвристических правилах выбора очередного занятия из списка, определения наилучшей для него позиции в расписании и оценке полученного расписания.имитирует действия диспетчера позволяет автоматизировать процесс обработки заявок и оптимизировать само расписание;
- метод логического программирования в ограничениях, рассматривающий составление расписания, как задачу удовлетворения ограничений, что позволяет избежать появления конфликтов в расписании;
Выбор стандартных сервисов Google для решения поставленной задачи обусловлен тем, что их использование не сопряжено с дополнительными финансовыми вложениями и требуют от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения.

Результаты

В результате подготовительных мероприятий, после определения тематики тренингов, формирования базы данных учебно-лабораторного и медицинского оборудования в январе 2019 года преподаватели, обучающиеся получили возможность, после перехода по прямой ссылке или QR - коду, заполнить заявку на проведение занятий в браузере через интернет форму, в которой указывается информация о заявителе и занятии (дата, время, тренажеры, расходные материалы).
Внедрение электронной записи с использованием стандартных, бесплатных сервисов Google за 6 месяцев использования позволили не только формировать расписание групповых и индивидуальных занятий, но и обеспечить мониторинг использования симуляционного оборудования, а также длительности тренингов и оперативное взаимодействие с пользователями.

Обсуждение

Благодаря использованию электронных сервисов любая отправленная заявка проверяется приложением, написанным на языке сценариев Google Apps Script. Если заявка удовлетворяет всем требованиям, то она принимается. В противном случае она отклоняется и заявителю на электронную почту приходит уведомление с предложением записаться на другое время.
Все заявки, успешно прошедшие проверку, добавляются в электронный журнал (Google Sheets) и календарь (Google Calendar) занятий.
Полученная система обладает следующим функционалом:
1. Возможность формирования индивидуальных или коллективных заявок на проведение занятий;
2. Обработка поступающих заявок и контроль конфликтов по пересекающимся ресурсам;
3. Автоматическая отправка уведомлений об утверждении или отклонении заявки заявителям;
4. Журнал заявок с различными вариантами поиска, сортировок, фильтров;
5. Организация менеджмента центра.

Выводы

Использование бесплатных сервисов Google позволило за 1,5 месяца без финансовых затрат благодаря системе автоматизированной обработки заявок обеспечить формирование электронной формы расписания занятий с использованием симуляционных технологий которое позволяет ведение мониторинга тематики и продолжительности симуляционных тренингов в режиме on-line.
Несмотря на то что в весеннем семестре 2019 года электронная форма расписания была дополнением к традиционному способу планирования занятий в симуляционно-тренинговом аккредитационном центре, за 6 месяцев она получила высокую оценку как со стороны обучающихся, которые записывались на занятия для самоподготовки перед прохождением государственной итоговой аттестации и аккредитации, так и со стороны преподавателей, проводящих групповые занятия в соответствии с календарно-тематическими планами.
Всего за 116 рабочих дней было обработано более 500 заявок обучающихся и 120 заявок от преподавателей, длительность занятий составила от 2 до 4 академических часов.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Дмитрий Сухарев

Опыт разработки и внедрения в образовательный процесс методики Стандартизованный пациент в НАО МУА РК

Автор(ы): Проф. Рустемова К.Р., MD PHD Абдулдаева А.А., Сулейменова С.Т., гл спец. Досжанова Г.Н.

Город: Астана, Казахстан

Учреждение: НАО МУА РК (Некомерческое акционерое общество Медицинский Университет Астана)

Актуальность

Внедрение и применение новой образовательной технологии «Стандартизованный пациент» позволяет преподавателям оценить клинические умения обучаемых в безопасной обстановке, исключает возможность нанести потенциальный вред реальному пациенту, а также занятие позволяет обучаемым (студентам, врачам-интернам, резидентам) упорядочить их теоретические знания, освоить практически алгоритм обследования и оказания неотложных медицинских мероприятий при конкретной клинической ситуации . Данная методика обучения позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и повышает самооценку обучаемых .

Цель

Реализация Проекта «Модернизация медицинского образования в РК на 2016-2019г.г.
Задачи: обучение ППС НАО МУА методике разработки, апробации и внедрения в учебный процесс новой образовательной технологии «Стандартизованный пациент»
Внедрить максимально во все клинические кафедры НАО МУА новую образовательную технологию «Стандартизованный пациент».
Мониторинг эффективности внедренной образовательной технологии в учебный

Материалы и методы

1. ППС- 70 человек
2. разработанные клинические сценарии в соответствии с тематическим планом обучения.
3. видеоролики
4. анкеты для обратной связи.
5. презентация и обсуждение разработанных сценариев по методике СП

Результаты

В НАО МУА клинический случаи по СП разработаны и внедрены на следующих кафедрах: хирургические болезни №2, 1, Хирургические болезни по интернатуре, акушерства и гинекологии, детских хирургических болезней, кафедры ВОП ( семейной медицины обучения врачей общей практики) , инфекционных болезней, онкологии, психиатрии, терапии. травматологии, анестезиологии и реаниматологии. Это явилось результатом проводимых Учебно-клинического центра тренингов (далее УКЦ) и семинаров по данной методике обучения. На данный момент обучено 70 человек из ППС всех клинических кафедр университета. Постоянно проводится методологическое сопровождение данного процесса тренерами по Новым технологиям обучения Департамента развития ППС инновационных технологий обучения НАО МУА. Обучение проводится также и каскадным методом на местах. Тренинги по разработке клинического сценария СП проводятся 2 раза в год на базе УКЦ . К маю 2019 года утверждено и выдано 14 актов на внедрение в образовательный процесс данной технологии обучения клиническим кафедрам. Подготовлено 4 тренера тренеров НАО МУА. На кафедрах Акушерства и гинекологии №1 и Общей врачебной практики №2 для врачей- интернов уже внедрен метод Стандартизованный пациент (СП) на этапе приема экзаменов:
- «Коммуникативные навыки по проведению консультирования по методу лактационной амeнореи.»
- «Оказание экстренной скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при остром коронарном синдроме (ОКС)».

Обсуждение

Результаты проводимой работы ежегодно представлялись на Республиканских съездах и конференциях с международным участием посвященных Модернизации образовательного процесса и инновационным технологиям обучения. Обучение на мастер-классах тренеров на них является хорошим подспорьем в обучении ППС и активного внедрения методики Стандартизованный пациент в учебный процесс клинических кафедр. Проведение семинаров с ППС каждые 6 месяцев позволило усилить преемственность между кафедрами в процессе обучения. Презентация клинического сценария и его обсуждение помогает всем отработать алгоритм действий обучаемого в каждом конкретном случае. Все активно участвуют в обсуждении и утверждении окончательного варианта сценария.
за период 2016 по 2019 г. г. показатели результатов 1 этапа экзаменов :ОСКЕ изменились с 75% до 90%.
После проведения видео- дебрифинга желательно повторить выполнение клинической ситуации обучаемыми на установленное время. Это позволяет обучаемым четко усвоить практические навыки и закрепить коммуникативные навыки общения с пациентом и в команде .

Выводы

1.Внедрение новых технологий обучения значительно повышает эффективность учебного процесса и усвоения практических навыков, возможностей коммуникативных навыков обучаемых и работы в команде. Высокие результаты ОСКЭ на гос. экзаменах являются ярким подтверждением этого.
2.Проводимая активная работа по реализации и внедрению задач Дорожной карты по реализации проекта МЗ РК Модернизация медицинского образования» на 2016-2019 гг . успешно завершена. На всех клинических кафедрах внедрена методика обучения Стандартизованный пациент в соответствии с тематикой практических занятий.
3.Поэтапное внедрения методики СП как одного из этапов государственного экзамена является очередной задачей, стоящей перед Центром развития ППС и имплементации автономии университета совместно с отделом обеспечения качества образовательных программ Департамента по академическим вопросам и качеству НАО МУА РК.

Тема: Стандартизированный пациент
Кульсара Рустемова

Организация образовательного процесса на постдипломном уровне с использованием симуляционных технологий: опыт Тюменского ГМУ

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Не всегда медицинские работники могут встретиться в своей работе с той или иной ситуацией и поэтому на постдипломном уровне вновь возрастает роль симуляционного обучения. Методология симуляционного обучения должна быть корректно интегрирована в действующую систему профессиональной подготовки бакалавров и специалистов сестринского дела, в действующие дополнительные профессиональные программы. Содержание симуляционных курсов в дополнительной профессиональной программе формируется на лекционных занятиях, самостоятельной работы слушателей и практических занятий, включающие освоение симуляционных модульных единиц. Симуляционные курсы программ предусматривает использование оборудования и пособий различного уровня реалистичности, поэтому при организации образовательного процесса необходимо предусматривать принцип «наслаивания» уровней реалистичности друг на друга, от более низкого уровня реалистичности до более высокого уровню даже в рамках одного занятия.

Цель

Проанализировать воздействие симуляционного обучения на усвоение знаний и навыков специалистов сестринского дела, обучающихся по программам последипломной подготовки в Тюменском ГМУ
Данное исследование было проведено в два этапа:
1 этап подготовки и проведения эксперимента;
2 этап обработки полученной информации и описания результатов.
Сравнили контрольную группу (традиционный метод обучения) и группу интервенции (с использованием симуляционного обучения)

Материалы и методы

Материалы исследования: результаты анкетирования; оценочные листы; контрольно-измерительные материалы
Методы исследования: аналитический; анкетирования; экспертных оценок; статистический.

Результаты

1 этап. На заседании методического совета утвердили оценочные критерии, разработали контрольно-измерительные материалы для проведения теоретического и практического рейтингов.
2 этап. Провели тестирование и анкетирование слушателей.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков слушателей — процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения преподавателя. Анализируя воздействие симуляционного обучения на усвоение знаний и навыков обучающихся были использованы различные методики оценки, в том числе метод штрафных баллов.
Например, средний балл оценки базовой сердечно-легочной реанимации составил перед демонстрацией и отработкой практического умения всего 2,8, а после демонстрации и отработки уже 4,8 баллов.
Исследования , проведенные в течение года:
1. Исследования после циклов повышения квалификации:
контрольная группа - средний балл - 3.9
группа интервенции – средний балл - 4.7
2. Исследование через один год:
контрольная группа - средний балл - 3.7
группа интервенции – средний балл - 4.6
Также было выполнен сравнительный анализ по воздействию симуляционного обучения на сохранение навыков работающими специалистами сестринского дела. С помощью чек-листов экспертами оценены девять практических навыков.
1. Переаттестация навыка через 6 недель: сохранено 8 из 9 навыков
2. Исследование через 11 недель: сохранено 4 из 9 навыков

Обсуждение

Проводимая Тюменским ГМУ постдипломная подготовка средних медицинских работников, в том числе с использованием технологий симуляционного обучения обучения показала высокую эффективность и результативность. По данным анонимного анкетирования дана высокая оценка проведенных циклов (средняя оценка 4,8). Показатель удовлетворенности слушателей качеством подготовки составляет - 98,5% ,при целевом показателе – 96%.
Анализируя работу Тюменского ГМУ в этом направлении, хотелось бы отметить, что используемые симуляционные технологии получают полное одобрение студентов и слушателей-постдипломников. Дальнейшие усилия в нашей работе будут направлены на создание новых сценариев и интеграцию их с имеющимися в вузе симуляторами.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что добавление симуляции – статистически значимый решающий фактор результативности постдипломной подготовки, а для прочного усвоения навыков необходим более длительный период работы с применением симуляции, более частое повторение навыков в симуляционных центрах при медицинских организациях.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Анализ эффективности симуляционного обучения бакалавров сестринского дела в Тюменском ГМУ

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Симуляционное обучение составляет 30 % от всех педагогических технологий , реализуемых дисциплинами и учебными практиками ОПОП ВО бакалавриат по направлению подготовки – Сестринское дело. Симуляционные технологии дают возможность сформировать профессиональные компетенции бакалавра сначала под контролем преподавателя, а затем и самостоятельно. Помимо этого, они помогают студентам устранить страх выполнения медицинских манипуляций, связанный с возможностью совершить непоправимую ошибку, нанести вред пациенту. Постепенный и безопасный переход от учебной практики к производственной помогает им повысить уровень профессионального мастерства, стать увереннее, повышает самостоятельность и ответственность

Цель

Проанализировать эффективность симуляционного обучения в развитии практических умений и формировании профессиональных компетенций по уходу за больными у студентов, обучающихся по направлению подготовки Сестринское дело в Тюменском ГМУ

Материалы и методы

Материалы исследования: результаты анкетирования; видеоматериалы
Методы исследования: аналитический; анкетирования; фотоинтервьюирования; статистический (Google Формы).

Результаты

Анкетирование проводилось на практических занятиях в университете в течение учебного периода 2018 - 2019 года. Опросник включал вопросы, отражающие мнение студентов о действенности симуляционных технологий и методик в Тюменском государственном медицинском университете, а также заключался в оценивании своих навыков и умений в данном обучении. 100% респондентов познакомились с симуляционным обучением на первом курсе , выполняя манипуляции в рамках изучения дисциплины «Основы сестринского дела». Анализ перечня манипуляций общего и медицинского ухода показал, что у студентов 1-2 курса согласно учебному плану не включены такие виды манипуляций, как роды и постановка периферического катетера, поэтому они не выполняли их. А студенты 3 и 4 курса выполняли на симуляторах и муляжах все виды манипуляций, представленные в перечне.

Обсуждение

Мы провели сравнительный анализ владения манипуляциями в симуляционных условиях и в клинике. Оказалось, что большинство студентов 1 курса оценивают свой уровень владения на фантоме на 2-4 балла (среднее значение 2,9), а на пациенте 0-1 балла (среднее значение 1,9). Студенты 2 и 3 курса ответили практически одинаково, то есть их компетентность составляет на фантоме 3-4 балла (среднее значение 3,8), а на пациенте от 1-3 баллов (среднее значение 2,6). А выпускники, то есть студенты 4 курса уже более уверены в своих умениях и навыках по выполнению манипуляций, они оценивают их следующим образом: на фантоме 4-5 балла (среднее значение 4,5), а на пациенте от 2 до 5 баллов (среднее значение 3,9). Все студенты отметили, что им помогло симуляционное обучение, а именно в том, что с помощью симуляционных технологий возможна многократность и точность выполнения различных видов манипуляций, реализация и создание любых клинических сценариев. А также данное обучение помогает овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовым реанимационным комплексом и основами оказания неотложной помощи, а это очень важно и необходимо для придания уверенности студенту при работе с пациентом.

Выводы

Таким образом, из полученных в нашем исследовании результатов, можно сделать несколько выводов:
1. Симуляционное обучение высоко оценивается студентами вне зависимости от курса, так как наблюдается высокая усвояемость материала за короткий промежуток времени;
2. Использование в образовательных программах симуляционных технологий позволяет получить возможность обучения управлению рисками при оказании неотложной медицинской помощи, отработать практические умения и навыки в стандартных клинических ситуациях;
3. Существуют различия в уровне владения манипуляциями на фантомах и в клинике, так как у студентов разных курсов отличаются учебные планы и задачи.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Клинико-анамнестические особенности течения повторных случаев пневмонии у детей

Автор(ы): Парамонова К.В.

Город: Астрахань

Учреждение: ГБУЗ АО ОДКБ имени Н.Н.Силищевой

Цель

На основании комплексной оценки клинико-анамнестических и показателей у детей с пневмонией выявить факторы риска повторного развития заболевания.

Материалы и методы

Анализ клинико-анамнестических данных с установлением χ², у детей раннего и дошкольного возраста.

Результаты

Средний возраст пациентов составил 6,3 ± 4,4 лет. Выявлена достоверно более высокая частота патологии ЛОР-органов (аденоиды 2-3 степени, синуситы, отиты) среди детей с повторными случаями пневмонии (78% X2 = 6,3, p0,05) и угрозой прерывания беременности (X2 = 0,324, p>0,05), анемией (X2 = 5,788 , p<0,05), сопровождающееся длительной фебрильной лихорадкой (более 4 дней). Ранее перенесенные инфекции респираторного тракта зарегистрированы у 41% пациентов с повторными эпизодами пневмонии. Отмечено, что 35% детей с повторными случаями пневмонии, получали за последние 3 месяца курсы антибактериальной терапии.

Выводы

Таким образом, нами установлены предикторы развития повторных эпизодов пневмонии у детей, а именно: наличие хронических очагов инфекции ЛОР-органов, наличие отягощенного аллергоанамнеза, акушерского анамнеза, частые эпизоды ОРВИ в год.

Тема: Педиатрия и неонатология
Ксения Парамонова