Организация образовательного процесса на постдипломном уровне с использованием симуляционных технологий: опыт Тюменского ГМУ

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Не всегда медицинские работники могут встретиться в своей работе с той или иной ситуацией и поэтому на постдипломном уровне вновь возрастает роль симуляционного обучения. Методология симуляционного обучения должна быть корректно интегрирована в действующую систему профессиональной подготовки бакалавров и специалистов сестринского дела, в действующие дополнительные профессиональные программы. Содержание симуляционных курсов в дополнительной профессиональной программе формируется на лекционных занятиях, самостоятельной работы слушателей и практических занятий, включающие освоение симуляционных модульных единиц. Симуляционные курсы программ предусматривает использование оборудования и пособий различного уровня реалистичности, поэтому при организации образовательного процесса необходимо предусматривать принцип «наслаивания» уровней реалистичности друг на друга, от более низкого уровня реалистичности до более высокого уровню даже в рамках одного занятия.

Цель

Проанализировать воздействие симуляционного обучения на усвоение знаний и навыков специалистов сестринского дела, обучающихся по программам последипломной подготовки в Тюменском ГМУ
Данное исследование было проведено в два этапа:
1 этап подготовки и проведения эксперимента;
2 этап обработки полученной информации и описания результатов.
Сравнили контрольную группу (традиционный метод обучения) и группу интервенции (с использованием симуляционного обучения)

Материалы и методы

Материалы исследования: результаты анкетирования; оценочные листы; контрольно-измерительные материалы
Методы исследования: аналитический; анкетирования; экспертных оценок; статистический.

Результаты

1 этап. На заседании методического совета утвердили оценочные критерии, разработали контрольно-измерительные материалы для проведения теоретического и практического рейтингов.
2 этап. Провели тестирование и анкетирование слушателей.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков слушателей — процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения преподавателя. Анализируя воздействие симуляционного обучения на усвоение знаний и навыков обучающихся были использованы различные методики оценки, в том числе метод штрафных баллов.
Например, средний балл оценки базовой сердечно-легочной реанимации составил перед демонстрацией и отработкой практического умения всего 2,8, а после демонстрации и отработки уже 4,8 баллов.
Исследования , проведенные в течение года:
1. Исследования после циклов повышения квалификации:
контрольная группа - средний балл - 3.9
группа интервенции – средний балл - 4.7
2. Исследование через один год:
контрольная группа - средний балл - 3.7
группа интервенции – средний балл - 4.6
Также было выполнен сравнительный анализ по воздействию симуляционного обучения на сохранение навыков работающими специалистами сестринского дела. С помощью чек-листов экспертами оценены девять практических навыков.
1. Переаттестация навыка через 6 недель: сохранено 8 из 9 навыков
2. Исследование через 11 недель: сохранено 4 из 9 навыков

Обсуждение

Проводимая Тюменским ГМУ постдипломная подготовка средних медицинских работников, в том числе с использованием технологий симуляционного обучения обучения показала высокую эффективность и результативность. По данным анонимного анкетирования дана высокая оценка проведенных циклов (средняя оценка 4,8). Показатель удовлетворенности слушателей качеством подготовки составляет - 98,5% ,при целевом показателе – 96%.
Анализируя работу Тюменского ГМУ в этом направлении, хотелось бы отметить, что используемые симуляционные технологии получают полное одобрение студентов и слушателей-постдипломников. Дальнейшие усилия в нашей работе будут направлены на создание новых сценариев и интеграцию их с имеющимися в вузе симуляторами.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что добавление симуляции – статистически значимый решающий фактор результативности постдипломной подготовки, а для прочного усвоения навыков необходим более длительный период работы с применением симуляции, более частое повторение навыков в симуляционных центрах при медицинских организациях.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Анализ эффективности симуляционного обучения бакалавров сестринского дела в Тюменском ГМУ

Автор(ы): Лапик С.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Симуляционное обучение составляет 30 % от всех педагогических технологий , реализуемых дисциплинами и учебными практиками ОПОП ВО бакалавриат по направлению подготовки – Сестринское дело. Симуляционные технологии дают возможность сформировать профессиональные компетенции бакалавра сначала под контролем преподавателя, а затем и самостоятельно. Помимо этого, они помогают студентам устранить страх выполнения медицинских манипуляций, связанный с возможностью совершить непоправимую ошибку, нанести вред пациенту. Постепенный и безопасный переход от учебной практики к производственной помогает им повысить уровень профессионального мастерства, стать увереннее, повышает самостоятельность и ответственность

Цель

Проанализировать эффективность симуляционного обучения в развитии практических умений и формировании профессиональных компетенций по уходу за больными у студентов, обучающихся по направлению подготовки Сестринское дело в Тюменском ГМУ

Материалы и методы

Материалы исследования: результаты анкетирования; видеоматериалы
Методы исследования: аналитический; анкетирования; фотоинтервьюирования; статистический (Google Формы).

Результаты

Анкетирование проводилось на практических занятиях в университете в течение учебного периода 2018 - 2019 года. Опросник включал вопросы, отражающие мнение студентов о действенности симуляционных технологий и методик в Тюменском государственном медицинском университете, а также заключался в оценивании своих навыков и умений в данном обучении. 100% респондентов познакомились с симуляционным обучением на первом курсе , выполняя манипуляции в рамках изучения дисциплины «Основы сестринского дела». Анализ перечня манипуляций общего и медицинского ухода показал, что у студентов 1-2 курса согласно учебному плану не включены такие виды манипуляций, как роды и постановка периферического катетера, поэтому они не выполняли их. А студенты 3 и 4 курса выполняли на симуляторах и муляжах все виды манипуляций, представленные в перечне.

Обсуждение

Мы провели сравнительный анализ владения манипуляциями в симуляционных условиях и в клинике. Оказалось, что большинство студентов 1 курса оценивают свой уровень владения на фантоме на 2-4 балла (среднее значение 2,9), а на пациенте 0-1 балла (среднее значение 1,9). Студенты 2 и 3 курса ответили практически одинаково, то есть их компетентность составляет на фантоме 3-4 балла (среднее значение 3,8), а на пациенте от 1-3 баллов (среднее значение 2,6). А выпускники, то есть студенты 4 курса уже более уверены в своих умениях и навыках по выполнению манипуляций, они оценивают их следующим образом: на фантоме 4-5 балла (среднее значение 4,5), а на пациенте от 2 до 5 баллов (среднее значение 3,9). Все студенты отметили, что им помогло симуляционное обучение, а именно в том, что с помощью симуляционных технологий возможна многократность и точность выполнения различных видов манипуляций, реализация и создание любых клинических сценариев. А также данное обучение помогает овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовым реанимационным комплексом и основами оказания неотложной помощи, а это очень важно и необходимо для придания уверенности студенту при работе с пациентом.

Выводы

Таким образом, из полученных в нашем исследовании результатов, можно сделать несколько выводов:
1. Симуляционное обучение высоко оценивается студентами вне зависимости от курса, так как наблюдается высокая усвояемость материала за короткий промежуток времени;
2. Использование в образовательных программах симуляционных технологий позволяет получить возможность обучения управлению рисками при оказании неотложной медицинской помощи, отработать практические умения и навыки в стандартных клинических ситуациях;
3. Существуют различия в уровне владения манипуляциями на фантомах и в клинике, так как у студентов разных курсов отличаются учебные планы и задачи.

Тема: Сестринское дело, уход
Светлана Лапик

Клинико-анамнестические особенности течения повторных случаев пневмонии у детей

Автор(ы): Парамонова К.В.

Город: Астрахань

Учреждение: ГБУЗ АО ОДКБ имени Н.Н.Силищевой

Цель

На основании комплексной оценки клинико-анамнестических и показателей у детей с пневмонией выявить факторы риска повторного развития заболевания.

Материалы и методы

Анализ клинико-анамнестических данных с установлением χ², у детей раннего и дошкольного возраста.

Результаты

Средний возраст пациентов составил 6,3 ± 4,4 лет. Выявлена достоверно более высокая частота патологии ЛОР-органов (аденоиды 2-3 степени, синуситы, отиты) среди детей с повторными случаями пневмонии (78% X2 = 6,3, p0,05) и угрозой прерывания беременности (X2 = 0,324, p>0,05), анемией (X2 = 5,788 , p<0,05), сопровождающееся длительной фебрильной лихорадкой (более 4 дней). Ранее перенесенные инфекции респираторного тракта зарегистрированы у 41% пациентов с повторными эпизодами пневмонии. Отмечено, что 35% детей с повторными случаями пневмонии, получали за последние 3 месяца курсы антибактериальной терапии.

Выводы

Таким образом, нами установлены предикторы развития повторных эпизодов пневмонии у детей, а именно: наличие хронических очагов инфекции ЛОР-органов, наличие отягощенного аллергоанамнеза, акушерского анамнеза, частые эпизоды ОРВИ в год.

Тема: Педиатрия и неонатология
Ксения Парамонова