Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Дефицит коммуникативных навыков у российских врачей: знаем ли мы, чему надо учить?

Дефицит коммуникативных навыков у российских врачей: знаем ли мы, чему надо учить?

Автор(ы): Сонькина А.А.

Город: Москва

Учреждение: Медицинская школа "СоОбщение"

Актуальность

На фоне растущей популярности темы медицинских коммуникативных навыков среди чиновников и лидеров медицинского образования и аккредитации большой проблемой остается пробел в нашем понимании того, какие именно дефициты и проблемы нужно в первую очередь устранять. Если перед медицинским сообществом стоит задача улучшения качества медицинской помощи, а не создание видимости деятельности в форме формального проведения аккредитаций и курсов по навыкам общения ради "галочки" для вышестоящих инстанций, то необходимо получение научных данных об имеющихся проблемах в общении.

Цель

Обозначить предполагаемый круг проблем, которые испытывают российские врачи в общении с пациентами и которые требуют научного подтверждения для того, чтобы лечь в основу образовательных программ по коммуникативным навыкам.

Материалы и методы

Медицинская школа "СоОбщение" (Москва) проводит курсы по медицинским коммуникативным навыкам, в которых участвуют в среднем 35 врачей в месяц.
Занятия всегда проходят в маленьких группах (не больше 8 человек) и включают практическую работу с симулированным пациентом, что позволяет оценить не только исходные знания и понимание участников и их инсайт при наблюдении за процессом консультации, но и их непосредственные навыки при общении с симулированным пациентом.
Критериями для отбора дефицитных навыков в нашей работе послужили:
- частота выбора навыка для повторной попытки в симулированной консультации,
- частота упоминания навыка участниками в качестве выбранного ими для внедрения в практику.
Важное ограничение нашей работы: исследуемая когорта не является репрезентативной по отношению к широкому кругу российских врачей, так как включает только тех, которые добровольно участвуют в обучении навыкам общения. Тем не менее мы считаем, что построение научных гипотиз о проблемах в общении на основе такого материала оправдано, и эти гипотезы могут и должны быть использованы для планирования исследований в этой области.

Результаты

Симуляционное обучение навыкам общения для конкретного обучающегося строится на основе проигрывания фрагмента консультации с последующим анализом виедозаписи и обратной связи от группы и симулированного пациента. Выявленная проблема обсуждается, и выбирается навык, необходимых для ее исправления. Этот навык отрабатывается участником в повторной попытке симуляции и закрепляется несколькими повторениями.
Наиболее часто в процессе симуляции для отработки выбираются следующие навыки из Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации:
1. Открытые вопросы
2. Паузы в контексте дослушивания ответов пациента до конца
3. Обобщение
4. Скрининг (выявление всей повестки пациента до перехода к глубинному анализу проблем)
5. Принятие (выражение уважения к позиции пациента, безоценочное слушание убеждений, страхов и ожиданий)
6. Дозирование (подача информации маленькими порциями и продолжение только после получения реакции от пациента).
В конце отдельных занятий и целых курсов участники выбирают один или несколько навыков, которые они насчитают наиболее важными для своей практики. Чаще всего выбираются:
1. Паузы при слушании и при объяснении
2. Открытые вопросы
3. Принятие
4. Обобщение.

Обсуждение

Исходя из выявленных навыков, наиболее часто встречающихся при практическом обучении навыкам общения, можно выявить потенциально проблемные области общения, требующие объективного научного анализа:
1. Закрытый или врач-центрированный паттерн сбора информации, ограничивающий возможности пациента дать врачу всю информацию о своих проблемах.
2. Отсуствие эффективной структуры консультации и соблюдения наиболее конструктивного порядка действий (повестка - сбор информации - объяснение)
3. Установка на патернализм, проявляющаяся в игнорировании, осуждении или обесценивании мыслей, тревог, ожиданий пациента
4. Лекционный (в виде монолога) паттерн предоставления информации, не позволяющий диалога и индивидуализации объема, сложности и скорости предоставления информации.
Мировая литература содержит множество примеров исследований этих аспектов общения: измерение по видео- или аудиозаписям времени, которые врачи дают пациентам на ответы на вопросы; сравнение количества информации, получаемого в ответ на разные типы вопросов; опрос пациентов о том, смогли ли они рассказать все, что хотели, о своих проблемах и сопоставление этих данных с результатами консультаций и удовлетворенностью пациента; исследование влияния различных реакций в ответ на возражения пациентов на достижение взаимопонимания; выявление корреляций между способами донесения информации и немедленным и/или отсроченным вспоминанием пациентами этой информации.
Такие исследования, проведенные в России, помогли бы объективно оценить значимость этих и других проблем, позволили бы информировать программы обучения и оценки и создать в медицинском сообществе мотивацию на обучение навыкам.

Выводы

Для развития обучения и оценки навыков общения в России требуются получение объективных научных данных об актуальных для российских врачей проблемах коммуникации.

Тема: Коммуникативные навыки
Анна Сонькина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: