Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Автор(ы): Лисица И.А., Лисовский О.В., Гостимский А.В., Барсукова И.М., Карпатский И.В., Селиханов Б.А., Погорельчук В.В., Прудникова М.Д., Лисовская Е.О., Хонько Е.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Первичная аккредитация выпускников педиатрического факультета направлена на оценку навыков оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, согласно профессиональному стандарту «Врач-педиатр участковый», утвержденному приказом Министерства труда Российской Федерации от 27 марта 2017 г. №306н. Оценка профессиональных компетенций по оказанию экстренной и неотложно медицинской помощи проводится в структуре объективного структурированного клинического экзамена.

Цель

Оценка подготовки выпускников педиатрического факультета ко второму этапу первичной аккредитации специалистов.

Материалы и методы

На базе Симуляционного центра ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» в 2019 году аккредитовано 445 педиатров. В социологическое исследование включено 303 (68,1%) анкеты. Критерием исключения служило неполное заполнение анкеты – 98 (22,0%) наблюдений. Еще 44 (9,9%) выпускника отказались от проведения опроса.

Результаты

В настоящее время работа на симуляторах во время обучения в вузе является неотъемлемой частью освоения практических компетенций и подготовки к первичной аккредитации специалистов. Однако работа с манекенами и симулированными пациентами имеет некоторые отличия от реальных больных, что требует от студентов изучения не столько клинических рекомендаций или протоколов лечения по отдельным нозологическим формам, сколько следования чек-листам по каждой станции.
При анализе анкет выявлено, что для подготовки ко второму этапу первичной аккредитации специалиста 33 (10,9%) выпускника использовали чек-листы, включенные в паспорта станций. В то же время, 218 (71,9%) студентов предпочли видеоматериалы. Практические занятия на симуляторах отмечены в 36 (11,9%) случаях; 18 (5,9%) человек ничего не использовали и 12 (3,9%) аккредитуемых опирались на другие информационные ресурсы, поскольку структура предложенных паспортов станций была непонятна.
Большинство студентов – 153 (50,5%) человека начали подготовку к аккредитации в 2018 году, 135 (44,6%) – в 2019 году, в 2016 и 2017 годах – 15 (4,9%) человек. При этом 114 (37,6%) аккредитуемых считают, что начинать следует на 6 курсе.
По результатам анкетирования, 232 (76,6%) выпускника начали подготовку ко второму этапу на 6 курсе по утвержденным паспортам станций (после их официального размещения на сайте Методического центра аккредитации), среди них 24 (10,3%) человека – за неделю до начала прохождения экзамена.

Обсуждение

Успешно прошли аккредитацию 100% выпускников. При этом 236 (77,9%) аккредитуемых считают себя достаточно подготовленными для оказания первой помощи по полученным в ходе обучения навыкам, не уверены в себе – 66 (21,8%) человек; 9 (3,0%) выпускников признались, что не готовы к оказанию помощи. Следует отметить, что 165 (54,5%) опрошенных вообще не планируют работать после окончания вуза в первичном звене здравоохранения.
Имеющееся количество станций является достаточным для оценки профессиональных компетенций по мнению 229 (75,6%) опрошенных. При этом 223 (73,6%) аккредитуемых полностью согласны с перечнем навыков, оцениваемых на станциях второго этапа, 2 (0,7%) человека предложили отменить станцию «базовая сердечно-легочная реанимация», по 22 (7,3%) выпускника – станции «экстренная медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь». В 14 (4,6%) наблюдениях было предложено исключить станцию «физикальное обследование», в 5 (1,7%) – коммуникативную станцию и в 4 (1,3%) случаях – станцию «профилактический осмотр ребенка». В 12 (4,0%) анкетах отмечено предложение отменить второй этап аккредитации, заменив его оценкой теоретических знаний.
Менее половины опрошенных (126 человек) полагают, что проведение коммуникативной станции достаточно для оценки контроля навыков сбора жалоб и анамнеза, однако готовиться необходимо с реальными больными.

Выводы

Проведение объективного структурированного клинического экзамена в рамках первичной аккредитации специалиста позволяет качественно оценить уровень владения профессиональными компетенциями выпускников. Для освоения навыков оказания экстренной и неотложно медицинской помощи, входящих в структуру второго этапа, необходимы дополнительные наглядные материалы. Большинство аккредитуемых считают себя подготовленными к дальнейшей клинической работе в амбулаторном звене.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Лисовский

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: