Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Автор(ы): Гостимский А.В., Лисовский О.В., Барсукова И.М., Лисица И.А., Карпатский И.В., Федорец В.Н., Погорельчук В.В., Прудникова М.Д., Миронова А.В., Лисовская Е.О.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Минздрав России

Актуальность

Необходимость оценки знаний в высших медицинских учебных заведениях привела к введению первичной специализированной аккредитации, что регламентируется приказом Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Цель

Оценить качество подготовки клинических ординаторов для прохождения первичной специализированной аккредитации.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 57 клинических ординаторов, проходивших первичную специализированную аккредитацию в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» по выделенным 6 специальностям. Среди них; 13 выпускников по специальности «Педиатрия», 4 – «Кардиология», 6 – «Онкология», 27 – «Неврология» и 7 человек – «Терапия».

Результаты

Разработанная анкета содержала 30 вопросов, связанных с местом и временем обучения ординаторов, их специальностью, временем начала подготовки к первичной специализированной аккредитации (по этапам), использованными в ходе подготовки ресурсами, результатами прохождения аккредитации.
Оптимальным временем для подготовки к первичной специализированной аккредитации большинство выпускников указали 4-ый семестр обучения в клинической ординатуре (весенний период второго года – 33,3% (19 человек), летний период – 24,5% (14 опрошенных)). Отдельным циклом в учебный план предложили выделить подготовку к аккредитации 2 человека (5,3%), также двое ординаторов посчитали возможным начать подготовку за несколько дней до ее проведения.
При подготовке к аккредитации, помимо материалов, размещенных на сайте Методического центра аккредитации специалистов, 39 клинических ординаторов (68,3%) предпочитали использовать видео-материалы, трое опрошенных – методические пособия. В 9 случаях (15,8%) опрошенные не испытывали необходимости использовать дополнительные материалы.
Первый этап проведения аккредитации специалистов – тестирование. При первом пробном тестировании 11 человек (19,3%) получили результат менее 70%. Основная часть ординаторов – 21 человек – от 70 до 79%; 21% опрошенных решили тест на 90 – 100%.
При подготовке к проведению первого этапа 33,3% опрошенных (19 человек) использовали менее 10 попыток, 17 аккредитуемых (29,8%) – более 30 попыток. По итогам тестирования результат 90 – 100% продемонстрировало 42 ординатора (73,5% опрошенных), 80 – 89% – 11 человек (19,3%). Один аккредитуемый преодолел «пороговый» барьер в 70% с третьей попытки.
Ко второму этапу – объективному структурированному клиническому экзамену – ОСКЭ в 2018 году начал готовиться только один ординатор. Основная часть опрошенных приступили к подготовке в мае-июне 2019 года (38 человек).
При подготовке к проведению второго этапа ни на одном практическом занятии в симуляционном центре не присутствовали 2 ординатора, от 1 до 5 занятий посетили 61,3% опрошенных (35 человек), 6 – 10 занятий – 10 аккредитуемых и 9 респондентов готовились более 10 раз. Также значительную помощь в ознакомлении со структурой чек-листов оказали видеоматериалы (обучающие фильмы) с записью станций. Это отметили 36,8% респондентов (21 аккредитуемый).
Все ординаторы в рамках прохождения второго этапа демонстрировали практические навыки по 5-и станциям: «сердечно-легочная реанимация» «оказание экстренной медицинской помощи», «собеседование, сбор жалоб», «физикальное обследование» и «врачебная манипуляция».
Следует отметить, что более половины опрошенных - 61,3% считают коммуникативную станцию необходимой, однако, обучение данной станции должно проходить только в лечебно-профилактическом учреждении в ходе обучения в клинической ординатуре.
Все опрошенные были ознакомлены с паспортами станций, при этом полностью поняли размещенную в них информацию 52 клинических ординатора (91%), трое (5,3%) – не поняли структуры чек-листов; двое респондентов не поняли чек-листов и готовились по методическим пособиям для первичной аккредитации специалистов. При этом 3 ординатора «пролистали» паспорта, пристально не вчитываясь. Структура чек-листов для понимания четкой последовательности действий при прохождении объективного структурированного клинического экзамена была понятна 85,8% опрошенных (49 опрошенных), частично – двум выпускникам (3,5%) и непонятной в шести наблюдениях (10,5%).

Обсуждение

При подготовке ко второму этапу аккредитации путем анкетирования выявлены следующие проблемы: отсутствие времени для подготовки отметили 15,8% (9 опрошенных), отсутствие необходимых понятных методических пособий (видеоматериалов, проработанных чек-листов) – 7% (4 клинических ординатора), недостаточное количество практических занятий – 5,3% (3 респондента), лень как причину, препятствующую подготовке, отметили 2 выпускника. В 30 случаях (52,5%) не отмечено значимых причин, препятствующих подготовке.
По итогам подготовки ко второму этапу, подготовленными для оказания медицинской помощи по навыкам, включенным в ОСКЭ, считают себя 87,5% опрошенных (50 аккредитуемых), не готовыми – четверо респондентов. Трое ординаторов затруднились ответить на этот вопрос.
В 2019 году впервые проведение третьего этапа было осуществлено с использованием электронных информационных систем. Это привело к объективизации оценки знаний аккредитуемых. Однако при подобной организации процесса аккредитации возможно использование клинических сценариев только по имеющимся клиническим рекомендациям и протоколам лечения. В это же время часть нозологий, особенно в педиатрии, лишена утвержденных стандартов, что препятствует процессам стандартизации при оценке знаний специалистов.

Выводы

Проведение первичной специализированной аккредитации позволяет объективно оценить подготовку молодых специалистов при наличии единых протоколов лечения. Для работы на роботах и тренажерах клиническим ординаторам необходимо выделять дополнительные часы в симуляционно-аккредитационных центрах. Сбор жалоб и анамнеза должны быть неотъемлемой частью повседневной работы в клинической ординатуре каждого специалиста.

Тема: Аккредитация, оценивание
Олег Лисовский

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: