Конференции / РОСМЕДОБР-2019 / РОСОМЕД-2019 / Пилотирование станции оценки навыков профессионального общения врача санитарно-эпидемиологической службы в процедуре государственной итоговой аттестации.

Пилотирование станции оценки навыков профессионального общения врача санитарно-эпидемиологической службы в процедуре государственной итоговой аттестации.

Автор(ы): М.А. УФИМЦЕВА, Г.М. НАСЫБУЛЛИНА, О.В. ДИКОНСКАЯ, Е.Р. ГРОМЫКО, Н.С. ДАВЫДОВА, Е.В. ДЬЯЧЕНКО, Н.В. САМОЙЛЕНКО

Город: Екатеринбург

Учреждение: УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Актуальность

Современное высшее медицинское образование, нормативной базой которого являются образовательные и профессиональные стандарты, нацелено на практико-ориентированную подготовку специалиста системы здравоохранения.
Значительную часть трудовых операций и действий врач санитарно-эпидемиологической службы осуществляет в процессе общения с пациентами, гражданами, должностными лицами. Практические навыки, сформированные во время обучения в вузе у выпускника, могут быть проверены в режиме государственной итоговой аттестации (ГИА) и аккредитации.

Материалы и методы

В 2019 году в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) в программу ГИА по специальности «Медико-профилактическое дело» была включена станция оценки навыков профессионального общения врача по общей гигиене и эпидемиологии при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора (трудовая функция A/01.7 Профессионального стандарта специальности). Заказчиками и разработчиками задачи для работы станции выступили специалисты Роспотребнадзора по Свердловской области в сотрудничестве с кафедрой гигиены и экологии и лабораторией по формированию и оценке коммуникативных навыков.
При разработке сценария авторы опирались на Калгари-Кембриджскую модель проведения консультации, в которой коммуникация понимается как набор навыков структурирования информации и выстраивания отношений в процессе взаимодействия, как условие эффективности проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий [1].
С 2015 года в УГМУ разрабатывается и апробируется инновационный научно-образовательный проект, посвященный обучению и оценке навыков профессионального общения врача в клинической практике[2].
В 2017-2018 годах успешно прошло пилотирование станции оценки навыков профессионального общения по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия», что позволило перенести технологию и методологию оценки на новую клиническую специальность «Медико-профилактическое дело»[3].
В пилотировании станции приняли участие 23% от всех выпускников медико-профилактического факультета УГМУ 2019 года. Для работы станции роль симулированного руководителя выполнял специально обученный действовать по сценарию сотрудник, который имел перечень вопросов и право их рандомного выбора для экзаменуемых, которые имели возможность ознакомиться с ними до проведения ГИА.
Оценке подвергались следующие практические навыки:
- демонстрация умения диалогового общения с должностными лицами, с целью организации и проведения проверки (обследования);
- представление информации о целях, предмете и объеме проверки (обследования), полномочиях должностных лиц.
Эксперты (представители работодателя), работая с чек-листом оценивали следующие действия: 1) установление контакта (приветствие, забота о комфорте, идентификация должностного лица и др.), 2) обращение к должностному лицу по имени отчеству 3) навыки слушания без перебивания 4) умение систематизировать и обобщать полученную информацию, 5) информирование о сроках, целях, объемах проверки 7) дозирование информации, 8) обратная связь - выяснение, понятна ли уполномоченному должностному лицу организация проверки (представленная им информация).
Результатом удовлетворенности симулированного руководителя взаимодействием с экзаменуемым выступали два критерия: возможность задать вопросы в ходе взаимодействия и полученные ответы на свои вопросы, и готовность к переходу на следующий этап проведения проверки.

Результаты

На этапе установления контакта 33% экзаменуемых имели трудности с демонстрацией навыка - идентификация личности руководителя, т.е. не уточнили с кем имеют взаимодействие и его полномочия, что в свою очередь нарушает правовые нормы и деонтологические принципы в профессиональной деятельности врача санитарно-эпидемиологической службы.
На этапе информирования о предстоящей проверке у 42% выпускников возникла сложность с предоставлением возможности задавать вопросы в ходе информирования. Навыки дозирования информации и ответы на вопросы в соответствии с требованиями ФЗ-294 и административного регламента были продемонстрированы экспертам 67% выпускников, 25% экзаменуемых не подвели итоги взаимодействия.
В процессе выстраивания отношений во время взаимодействия 17% будущих врачей перебивали симулированного руководителя и 25% во время контакта не обратились к должностному лицу по имени отчеству.

Выводы

Пилотирование станции оценки навыков профессионального общения врача санитарно-эпидемиологической службы в процедуре ГИА в УГМУ позволяет сделать следующие выводы:
- по мнению преподавателей, обучающихся и специалистов Роспотребнадзора, проверяемые навыки профессионального общения является высоко значимым для успешной работы врача по специальности «Медико-профилактическое дело»;
- 95% выпускников удовлетворительно справляются с информированием должностного лица о проведении проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляя информацию в необходимом и достаточном объеме;
- станцию по оценке навыков профессионального общения можно рекомендовать для включения в программу государственной итоговой аттестации выпускников и аккредитации специалистов;
- к демонстрации навыков диалогового общения с должностными лицами, обеспечивающих результат коммуникации (готовность к переходу на следующий этап проведения проверки и полученные ответы на заданные вопросы) готовы не более 20% выпускников. Следовательно, необходимо интегрировать в образовательную программу подготовки специалистов системы здравоохранения целенаправленное обучение навыкам профессионального общения с целью повышения качества и эффективности осуществления санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Тема: Коммуникативные навыки
Надежда Самойленко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: