Автор(ы): Дыдыкин С.С., Жандаров К.А., Васильев Ю.Л., Миронцев А.В., Кытько О.В., Нелипа М.А.
Город: Москва
Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Актуальность
На сегодняшний день, ввиду относительного дефицита анатомического материала и необходимости оттачивания во внеклассное время, в целях его экономии, практических навыков по наложению хирургических швов на кожу и вязания хирургических узлов появилась потребность в симуляционном устройстве, отвечающем ряду особенностей. Таких как доступность, интуитивно-понятное применение, мобильность, максимальное соответствие подобранных материалов с натуральными кожей и подкожно-жировой клетчаткой, многоразовость и надежность.
Цель
Целью разработки было создание по своему уникального устройства, которое улучшило бы скорость освоения обучаемыми студентами навыков наложения хирургических швов, вязания хирургических узлов в условиях максимально приближенных к реальным. И позволило бы студенту самостоятельно, без дополнительного контроля профессорско-преподавательского состава, оттачивать и совершенствовать полученные навыки. После разработки устройства в цели коллектива авторов входило анализ эффективности устройства при обучении и доведение устройства до получения патента РФ.
Материалы и методы
Группой авторов, после анализа имеющихся прототипов и устройств с подобным назначением, была составлена концепция, отвечающего целям разработки, устройства, а так же оценены требования, которым оно должно было бы соответствовать. На основании концепции и в ответ каждому из требований была разработана полезная модель. Конструктивный результат полезной модели был достигнут за счет создания имитации человеческой кожи и подкожной жировой клетчатки, применения правильно подобранных материалов, выполненных люверсами отверстий и разреза, имитирующего края раны. Устройство представляло из себя каркас, который с одной стороны покрывался обтягивающим материалом, в него был встроен имитирующая подкожно-жировую клетчатку мягкая и эластичная основа, а в обтягивающем материале делался разрез - моделирующий хирургическую рану, по обе стороны разреза вдоль от него шли отверстия на расстоянии 0.5 см от краев. Мягкий, эластичный и упругий материал основы имел возможность давления на обтягивающее покрытие для раскрытия разреза, изнутри имитирующего хирургическую рану. После разработки и создания прототипа устройства, для оценки его эффективности и удобства применения, случайным образом, были отобраны две группы студентов. Первая группа обучалась практическим навыкам с применением устройства, вторая без применения. Относительно каждого из обучаемых практическим навыкам, как с применением так и без применения устройства, после демонстрации навыка преподавателем, фиксировалось время за которое тот или иной студент освоит навык от нулевого уровня до уровня, оцениваемого по шкале "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Где "удовлетворительным" применение навыка считалось, когда студент правильно выполнял все элементы техники, но с возможным промедлением или незначительными ошибками. "Хорошим" применение навыка считалось когда студент правильно выполнял все элементы техники, но с возможным промедлением. "Отличным" применение навыка считалось, когда студент безупречно в короткие сроки выполнял все элементы техники.
Результаты
В итоге исследования эффективности устройства было установлено, что время освоения и оттачивания приобретенных навыков у студентов, применявших в обучении нашу модель, значительно сократились сроки достижения всех типов результата. Более того студенты, как правило, только положительно отзывались об устройстве, после отработки ими навыков наложения хирургических швов на кожу и техники вязания хирургических узлов на устройстве. Так же был получен патент РФ на полезную модель №183425.
Выводы
Несмотря на ощутимый прогресс во всех областях медицинского образования, отработка практических навыков для студентов все так же остается рутиной, и поэтому повсеместное использование вспомогательных устройств подобно нашему в значительной степени могло бы ускорить процесс освоения простых, но требующих мастерства навыков.
Артём Миронцев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.