Автор(ы): Кухарчик Г.А., Буркова Н.В., Пармон Е.В.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова"
Актуальность
В последние годы наблюдается возрастание спроса на качество образования, новые требования к преподавательской деятельности, необходимость формирования профессионального мышления, стремление к самообучению, что требует использования инновационных технологий в образовательном процессе. В новой образовательной парадигме самостоятельная работа предназначена не только для овладения конкретными знаниями преподаваемой дисциплины, но и для формирования умений самостоятельной обработки больших информационных потоков, интеллектуальной инициативы и критического мышления.
Результаты
На рубеже XXI века в отечественной педагогике сменилась парадигма образовательного процесса – произошел переход от традиционной формы обучения к рефлексивно-креативной. Ключевая идея данного подхода состоит, с одной стороны, в изучении роли самопознания (рефлексии) в организации творческого процесса и развитии творческой личности и коллектива, а с другой стороны – в создании психолого-педагогических способов развития процессов, обеспечивающих целостное интеллектуальное, коммуникативное саморазвитие, как отдельного человека, так и коллектива. При этом рефлексия понимается как процесс осмысления и переосмысления шаблонов опыта вплоть до образования его новых содержаний, то есть подчеркивается, во-первых, личностно-смысловая обусловленность рефлексии, а во-вторых, ее творческо-инновационный характер. В рамках рефлексивно-креативной парадигмы ведущая роль в освоении учебных дисциплин отводится самостоятельной деятельности студентов.
Становление самостоятельной работы студентов как ведущей формы организации учебного процесса невозможно без решения проблемы ее активизации, т.е. без повышения эффективности в достижении «качественно новых образовательных целей через придание ей проблемного характера, мотивирующего студентов на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции».
Для развития познавательной активности у студентов, умения работать творчески необходима интеграция различных форм и методов обучения. Важно сочетать традиционные методы с новыми формами организации учебного процесса, включая симуляционные технологии.
Изучение дисциплины «Нормальная физиология» по программе специалитета Лечебное дело в Центре Алмазова проводится от освоения базовых понятий на симуляторах физиологических функций и основных физиологических методиках к оценке функционального состояния человека, что не только повышает заинтересованность обучающихся, но и способствует формированию компетенций как цели образования.
В наибольшей степени компетентностно-ориентированный подход выражен при использовании в учебном процессе ситуационных задач, которые по сути являются ядром кейс-технологий, и используются как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Этот вид деятельности нацелен на анализ конкретной проблемы и поиск эффективной формы представления результатов, что, с одной стороны, приводит к повышению мотивированности и актуализации академических знаний, а с другой, раскрывает творческий потенциал студента.
Работа в небольшой группе позволила в значительной степени усилить мотивационную, деятельностную и оценочную составляющие самостоятельной работы. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. В ходе её осуществления происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. Положительный опыт проведения самостоятельной работы по решению ситуационных задач в составе мини групп (команд) был получен в текущем учебном (2018/19) году на практических занятиях по нормальной физиологии. Следует отметить, что функция преподавателя не сводилась только к выбору заданий для проведения данной работы и контролю правильности ответов. Внимательно формировались рабочие группы, преподаватель контролировал продуктивность обсуждений. Неотъемлемой дидактической единицей учебного процесса являлась наглядность. Более половины людей мыслят преимущественно зрительными образами. Визуализированный материал усваивался и перерабатывался гораздо быстрее и эффективнее, чем последовательный вербальный. При организации работы над ситуационными задачами в составе команды наблюдалась 100% вовлеченность студентов в творческий процесс. Работа в команде и конкурентность к участникам других групп усиливали мотивацию и интеллектуальную активность студентов, актуализировали необходимость аргументации сделанных выводов, т.е. теоретических знаний, полученных при подготовке к занятию.
Таким образом, самостоятельная работа как доминирующая составляющая учебной деятельности студента в новой образовательной парадигме требует совершенствования дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала. Организация самостоятельной работы с использованием инновационных технологий способствует развитию у студента умения учиться, формированию способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний.
Галина Кухарчик
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.